Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
политология № 3, 2005 хранения в условиях гедонистически-пот- ребительской цивилизации. Достигнутый ею высокий уровень техники, организации и централизации порождал тоску по тра диционным ценностям и органичности жизни. Говоря об отличии своего курса от предшествующего, бывший премьер- министр Великобритании М. Тэтчер отме тила: «Экономика - метод, цель - измене ния в сердцах и душах». Для М. Тэтчер таковыми являлись «ценности ее собствен ные, ее отца, ее бабушки, это ценности викторианской Англии, Редьярда Киплин га, Веллингтона, Джона Уэсли»15. Важно понять, что консерватизм вы ступает не против развития как такового или его поворота вспять, а прежде всего как противник его одностороннего харак тера. Консерваторы одними из первых по ставили вопросы, волнующие человечество во все времена: что вообще следует счи тать критерием прогресса? является ли та ковым только неуклонное совершенство вание . техники, технологий, коммуника ций? не отрывает ли оно людей от истоков, природы, натуральной и полнокровной жизни? не превращается ли человек посте пенно в синтетическую куклу, раба обще ства массового потребления, а культура - в бездуховную масс-культуру, в брэнд, вы годный бизнес? История свидетельствует, что социаль ный прогресс, не подкрепленный заботой о культуре, духовности, имеет обратную сторону. Принцип сохранения справедливо назван основополагающим императивом выживания человечества, более того, не обходимым критерием приемлемости раз личных форм прогресса. В этом смысле современный консерватизм приобрел но вый смысл, выступая за прогресс в его оп равданных пределах, «когда это необходи мо и убедительно обосновано» 1б. Важней шей задачей являлся поиск разумного соотношения между модернистскими тен денциями в экономике и прочностью цен ностных основ в духовной жизни. Наце ленность консерватизма на одновременное разрешение этического и технического кризиса позволила, например, француз скому социологу Г. Сорману назвать его «единственной альтернативной моделью для Запада, способной соединить мораль и микропроцессор». Схоже с этим и мета форическое высказывание немецкого авто ра К. Роймана о том, что если раньше кон серватора можно было узнать, потому что у него под мышкой была Библия, то теперь, не расставаясь с ней, он сидит пе ред компьютером. «Тот, кто закрывает до рогу прогрессу, становится реакционе ром»,- заявлял представитель ХДС Р. Вайц- зекер. Быть консервативным значит «мар шировать во главе прогресса»,- вторит ему немецкий консерватор, деятель ХСС Ф. -Й. Штраус11. Рис. I. Схема неоконсервативноймодели социальногоустройства Отнюдь не ратуя за демонтаж соци ального государства, неоконсерваторы от стаивали компромисс между централизо ванным регулированием и «свободной игрой» рыночных сил. Рационализация и адресность взамен расточительности, уве
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=