Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

политология № 3, 2005 хранения в условиях гедонистически-пот- ребительской цивилизации. Достигнутый ею высокий уровень техники, организации и централизации порождал тоску по тра­ диционным ценностям и органичности жизни. Говоря об отличии своего курса от предшествующего, бывший премьер- министр Великобритании М. Тэтчер отме­ тила: «Экономика - метод, цель - измене­ ния в сердцах и душах». Для М. Тэтчер таковыми являлись «ценности ее собствен­ ные, ее отца, ее бабушки, это ценности викторианской Англии, Редьярда Киплин­ га, Веллингтона, Джона Уэсли»15. Важно понять, что консерватизм вы­ ступает не против развития как такового или его поворота вспять, а прежде всего как противник его одностороннего харак­ тера. Консерваторы одними из первых по­ ставили вопросы, волнующие человечество во все времена: что вообще следует счи­ тать критерием прогресса? является ли та­ ковым только неуклонное совершенство­ вание . техники, технологий, коммуника­ ций? не отрывает ли оно людей от истоков, природы, натуральной и полнокровной жизни? не превращается ли человек посте­ пенно в синтетическую куклу, раба обще­ ства массового потребления, а культура - в бездуховную масс-культуру, в брэнд, вы­ годный бизнес? История свидетельствует, что социаль­ ный прогресс, не подкрепленный заботой о культуре, духовности, имеет обратную сторону. Принцип сохранения справедливо назван основополагающим императивом выживания человечества, более того, не­ обходимым критерием приемлемости раз­ личных форм прогресса. В этом смысле современный консерватизм приобрел но­ вый смысл, выступая за прогресс в его оп­ равданных пределах, «когда это необходи­ мо и убедительно обосновано» 1б. Важней­ шей задачей являлся поиск разумного соотношения между модернистскими тен­ денциями в экономике и прочностью цен­ ностных основ в духовной жизни. Наце­ ленность консерватизма на одновременное разрешение этического и технического кризиса позволила, например, француз­ скому социологу Г. Сорману назвать его «единственной альтернативной моделью для Запада, способной соединить мораль и микропроцессор». Схоже с этим и мета­ форическое высказывание немецкого авто­ ра К. Роймана о том, что если раньше кон­ серватора можно было узнать, потому что у него под мышкой была Библия, то теперь, не расставаясь с ней, он сидит пе­ ред компьютером. «Тот, кто закрывает до­ рогу прогрессу, становится реакционе­ ром»,- заявлял представитель ХДС Р. Вайц- зекер. Быть консервативным значит «мар­ шировать во главе прогресса»,- вторит ему немецкий консерватор, деятель ХСС Ф. -Й. Штраус11. Рис. I. Схема неоконсервативноймодели социальногоустройства Отнюдь не ратуя за демонтаж соци­ ального государства, неоконсерваторы от­ стаивали компромисс между централизо­ ванным регулированием и «свободной игрой» рыночных сил. Рационализация и адресность взамен расточительности, уве

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=