Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3,2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого противоречия современного капиталисти ческого общества . Фетишизация индуст риального роста, абсолютизация потребле ния, загрязнение окружающей среды, «мерт вящий урбанизм», дезориентация общест венного мнения - вот лишь неполный перечень выделенных немецким исследо вателем И. Фетчером показателей нравст венного климата развитых стран 10. Дест рукции индустриального роста и обратная сторона социального прогресса - ключе вые проблемы для консерватизма 1970— 1990-х годов. Их обсуждение позволило его представителям рельефно выразить взгляды в модифицированной концепции. В широком смысле понятие неокон серватизм применяется ко всей совокуп ности трансформированных консерватив ных течений, возникших в последней четверти XX в. Примечательно, что в большинстве стран неоконсерваторы при шли к власти под знаменем борьбы за со циальные перемены, характер которых был созвучен настроениям большинства граж дан. Новый консерватизм не может и не должен быть реставрацией прежнего, под черкивал немецкий консерватор Г.-К. Каль- тенбрунер: «Под развалинами и нагромож дениями обломков после крушения веры в прогресс мы обнаруживаем взгляды и ме рила, которые могут стать для нас обнов ленными старыми (“старо-новыми”) ис точниками силы. Выражаясь парадоксаль но, нужна философия революционной за боты о сохранности» ". Как видим, основной вывод неокон серваторов состоял в необходимости мо дернизации и качественного улучшения современной жизни, в том числе социаль ного государства. Стратегия и тактика обновления заняли одно из ведущих мест в их идейном арсенале. Вместе с тем счи таем, что следует скорее говорить не о но вом, а именно об обновленном консерва тизме, по-прежнему связанном прочными нитями с идейными первоосновами. Так, первостепенная задача «новых» консерва торов состояла в устранении негативных проявлений современного развития капи талистического общества путем включения механизмов его культурной самозащиты. Главным стало стремление сохранить тра диционные ценности и примирить их с но вейшими тенденциями. Подчеркивалось, что стабильное развитие - поступательный процесс, в котором принцип преемствен ности реализуется на каждой из ступеней: «Благородные консерваторы верят в Прин цип, в значимость норм, проникнутых уважением к мудрости ушедших поколе ний, в историю, в возможность примире ния их авторитета с меняющимися обстоя тельствами нашей современной жизни»12. Поскольку корень зол виделся в гло бальном кризисе культуры, то соответст венно решение проблем в других сферах консерваторы усматривали именно в ее ракурсе. К перспективам научно-техни ческого прогресса, экономического разви тия или демократии они всегда подходили с позиции морально-этической оправдан ности. В процессах духовной эмансипации и вульгаризации культуры, кризисе ориен таций, приоритете материальных ценно стей над духовными и неуклонной деваль вации последних виделись симптомы тяжелой болезни социального организма, испытывающего острый дефицит поведен ческих установок, несводимых к матери альной заинтересованности. Так, немецкий консерватор И. Риттер называл новый про дукт техногенной цивилизации «homo economicus» - он низвел свое бытие ис ключительно до уровня потребительского быта и совершенно не несет ответственно сти за нравственный климат в обществе 13. Секуляризация культуры, глобализация сферы купли-продажи, ориентация на идеалы непрерывного капиталистическо го роста да и вся среда постиндустри ального общества, проникнутая духом мо дернизма, разрушают тысячелетнюю ис торическую связь поколений; исходным пунктом критики выступало зафиксиро ванное еще 3. Фрейдом «недомогание культуры». В частности, деятельность «зе леных» на Западе и движение фундамента лизма в Иране воспринимались как «взрыв протеста против подчинения человека тех нической цивилизацией», захватывающего мир «духа покорения силы атома... Космоса, создания искусственных существ... даже... людей» 14. Весьма распространенным в 1970— 1980-е годы становится отождествление неоконсерватизма с идеологией самосо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=