Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3,2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого противоречия современного капиталисти­ ческого общества . Фетишизация индуст­ риального роста, абсолютизация потребле­ ния, загрязнение окружающей среды, «мерт­ вящий урбанизм», дезориентация общест­ венного мнения - вот лишь неполный перечень выделенных немецким исследо­ вателем И. Фетчером показателей нравст­ венного климата развитых стран 10. Дест­ рукции индустриального роста и обратная сторона социального прогресса - ключе­ вые проблемы для консерватизма 1970— 1990-х годов. Их обсуждение позволило его представителям рельефно выразить взгляды в модифицированной концепции. В широком смысле понятие неокон­ серватизм применяется ко всей совокуп­ ности трансформированных консерватив­ ных течений, возникших в последней четверти XX в. Примечательно, что в большинстве стран неоконсерваторы при­ шли к власти под знаменем борьбы за со­ циальные перемены, характер которых был созвучен настроениям большинства граж­ дан. Новый консерватизм не может и не должен быть реставрацией прежнего, под­ черкивал немецкий консерватор Г.-К. Каль- тенбрунер: «Под развалинами и нагромож­ дениями обломков после крушения веры в прогресс мы обнаруживаем взгляды и ме­ рила, которые могут стать для нас обнов­ ленными старыми (“старо-новыми”) ис­ точниками силы. Выражаясь парадоксаль­ но, нужна философия революционной за­ боты о сохранности» ". Как видим, основной вывод неокон­ серваторов состоял в необходимости мо­ дернизации и качественного улучшения современной жизни, в том числе социаль­ ного государства. Стратегия и тактика обновления заняли одно из ведущих мест в их идейном арсенале. Вместе с тем счи­ таем, что следует скорее говорить не о но­ вом, а именно об обновленном консерва­ тизме, по-прежнему связанном прочными нитями с идейными первоосновами. Так, первостепенная задача «новых» консерва­ торов состояла в устранении негативных проявлений современного развития капи­ талистического общества путем включения механизмов его культурной самозащиты. Главным стало стремление сохранить тра­ диционные ценности и примирить их с но­ вейшими тенденциями. Подчеркивалось, что стабильное развитие - поступательный процесс, в котором принцип преемствен­ ности реализуется на каждой из ступеней: «Благородные консерваторы верят в Прин­ цип, в значимость норм, проникнутых уважением к мудрости ушедших поколе­ ний, в историю, в возможность примире­ ния их авторитета с меняющимися обстоя­ тельствами нашей современной жизни»12. Поскольку корень зол виделся в гло­ бальном кризисе культуры, то соответст­ венно решение проблем в других сферах консерваторы усматривали именно в ее ракурсе. К перспективам научно-техни­ ческого прогресса, экономического разви­ тия или демократии они всегда подходили с позиции морально-этической оправдан­ ности. В процессах духовной эмансипации и вульгаризации культуры, кризисе ориен­ таций, приоритете материальных ценно­ стей над духовными и неуклонной деваль­ вации последних виделись симптомы тяжелой болезни социального организма, испытывающего острый дефицит поведен­ ческих установок, несводимых к матери­ альной заинтересованности. Так, немецкий консерватор И. Риттер называл новый про­ дукт техногенной цивилизации «homo economicus» - он низвел свое бытие ис­ ключительно до уровня потребительского быта и совершенно не несет ответственно­ сти за нравственный климат в обществе 13. Секуляризация культуры, глобализация сферы купли-продажи, ориентация на идеалы непрерывного капиталистическо­ го роста да и вся среда постиндустри­ ального общества, проникнутая духом мо­ дернизма, разрушают тысячелетнюю ис­ торическую связь поколений; исходным пунктом критики выступало зафиксиро­ ванное еще 3. Фрейдом «недомогание культуры». В частности, деятельность «зе­ леных» на Западе и движение фундамента­ лизма в Иране воспринимались как «взрыв протеста против подчинения человека тех­ нической цивилизацией», захватывающего мир «духа покорения силы атома... Космоса, создания искусственных существ... даже... людей» 14. Весьма распространенным в 1970— 1980-е годы становится отождествление неоконсерватизма с идеологией самосо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=