Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

политология № 3, 2005 ского социолога Ю. Хабермаса, «характер­ но разочарование в направлении и резуль­ татах экономического, политического и ду­ ховного развития западного общества»3. Симптомами глубокого социального кри­ зиса в Западной Европе и США стали мас­ совые студенческие волнения, рост ульт­ ралевого терроризма, экономическая стаг­ нация, политическая нестабильность. Однако наиболее отчетливо на рубеже 70-80-х годов XX в. проявились серьезные подвижки в системе ценностных ориен­ таций общества Все более пристальное внимание стали вызывать проблемы мора­ ли, семьи, религии, церкви, школы. В ус­ ловиях неуклонного материально-техниче­ ского роста у многих людей активизиро­ валась потребность в поисках духовной опоры. Здесь мы и подходим, на наш взгляд, к корневой системе обновленной консервативной концепции. Дело в том, что, согласно ее сторонникам, всемерный кризис индустриального общества вызвали не столько социально-экономические или политические факторы, сколько тенденции культурного и духовного развития общест­ ва, нацеленного на безудержный экономи­ ческий рост и потребление. Таким обра­ зом, в неоконсервативной трактовке при­ чин кризиса, как правило, угадываются культурные аспекты. «Современный кри­ зис,- писал П. Стейнфелс, редактор либе­ рального католического журнала «Коммо- нуил»,- в первую очередь есть кризис культуры... Проблема заключается в том, что наши убеждения обветшали, наша мо­ раль и стиль жизни разложились»4. Период столкновения старого и нового миров стимулировал творчество российско­ го консерватизма на рубеже 80-90-х годов прошло века (JI. Бородин, В. Осипов, Г. Ши- манов, И. Шафаревич, А. Дугин, В. Ште- па,С. Кургинян, Т. Глушкова, В. Кожинов, Е. Вагин и др.)5. Процесс его оформления активизируется в условиях «перестройки», распада СССР, эпохи либерально-радикаль­ ного реформаторства. В тенденциях разви­ тия страны консерваторам виделась угроза разрушения российской национально-куль­ турной самобытности, духовным стержнем которой является православие. Ратуя за ее всемерное сохранение, они считали необ­ ходимым создать барьер на пути техноло­ гической цивилизации, экспорта массовой «потребительской» культуры с Запада, где постепенно доминируют гедонистические, космополитические ценности. Главное острие критики было направлено против идеологии мондиализма, обосновывающей неотвратимость глобальной экспансии за­ падного мира посредством власти «между­ народного высшего капитала», достижения «Нового мирового порядка» как космопо­ литического, внерелигиозного, демократи­ ческого, плутократического режима (Е. А. Ва­ гин). Программа российских консерваторов придерживалась принципа конструктивно­ го социального реформирования, исходя­ щего из культурно-исторического своеоб­ разия России, необходимости объединения традиций и прогресса (С. Е. Кургинян). Наиболее опасные тенденции виделись в формировании у граждан «антигосударст­ венного сознания» 6, в «глубочайшем пе­ реломе нравственного сознания народа 1, в «разрушении тех архетипов коллективно­ го бессознательного, которые и определяют культурный генотип русского народа»8. Од­ нако в данный период в российских усло­ виях так и не оформился опыт политиче­ ской реализации идей консерватизма, яркие дискуссии по проблемам которого велись, главным образом, на страницах литературно-художественных и обществен­ но-политических изданий («Наш современ­ ник», «Молодая гвардия», «Слово», «Лите­ ратурная Россия» идр.). Между тем диалектическое развитие традиционализма с его трансформацией в ядро консерватизма происходит не спон­ танно. Оно представляет собой реакцию на оформление некоей прогрессистской тен­ денции, в отношении которой консерва­ тизм выступает как сдерживающий фак­ тор. Именно через призму проблемы со­ циального прогресса данная идеология, на наш взгляд, наиболее ярко обнаруживает свой модернизационный потенциал. Име­ ется в виду то, что консерватизм - это прежде всего антитеза прогрессизму, упо­ добляющему развитие человечества пря­ молинейной траектории. Одной из естест­ венных издержек прогресса в его рацио­ налистическом понимании консерваторы считали процесс деформации культуры и нравственности, серьезные культурные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=