Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
политология № 3, 2005 ского социолога Ю. Хабермаса, «характер но разочарование в направлении и резуль татах экономического, политического и ду ховного развития западного общества»3. Симптомами глубокого социального кри зиса в Западной Европе и США стали мас совые студенческие волнения, рост ульт ралевого терроризма, экономическая стаг нация, политическая нестабильность. Однако наиболее отчетливо на рубеже 70-80-х годов XX в. проявились серьезные подвижки в системе ценностных ориен таций общества Все более пристальное внимание стали вызывать проблемы мора ли, семьи, религии, церкви, школы. В ус ловиях неуклонного материально-техниче ского роста у многих людей активизиро валась потребность в поисках духовной опоры. Здесь мы и подходим, на наш взгляд, к корневой системе обновленной консервативной концепции. Дело в том, что, согласно ее сторонникам, всемерный кризис индустриального общества вызвали не столько социально-экономические или политические факторы, сколько тенденции культурного и духовного развития общест ва, нацеленного на безудержный экономи ческий рост и потребление. Таким обра зом, в неоконсервативной трактовке при чин кризиса, как правило, угадываются культурные аспекты. «Современный кри зис,- писал П. Стейнфелс, редактор либе рального католического журнала «Коммо- нуил»,- в первую очередь есть кризис культуры... Проблема заключается в том, что наши убеждения обветшали, наша мо раль и стиль жизни разложились»4. Период столкновения старого и нового миров стимулировал творчество российско го консерватизма на рубеже 80-90-х годов прошло века (JI. Бородин, В. Осипов, Г. Ши- манов, И. Шафаревич, А. Дугин, В. Ште- па,С. Кургинян, Т. Глушкова, В. Кожинов, Е. Вагин и др.)5. Процесс его оформления активизируется в условиях «перестройки», распада СССР, эпохи либерально-радикаль ного реформаторства. В тенденциях разви тия страны консерваторам виделась угроза разрушения российской национально-куль турной самобытности, духовным стержнем которой является православие. Ратуя за ее всемерное сохранение, они считали необ ходимым создать барьер на пути техноло гической цивилизации, экспорта массовой «потребительской» культуры с Запада, где постепенно доминируют гедонистические, космополитические ценности. Главное острие критики было направлено против идеологии мондиализма, обосновывающей неотвратимость глобальной экспансии за падного мира посредством власти «между народного высшего капитала», достижения «Нового мирового порядка» как космопо литического, внерелигиозного, демократи ческого, плутократического режима (Е. А. Ва гин). Программа российских консерваторов придерживалась принципа конструктивно го социального реформирования, исходя щего из культурно-исторического своеоб разия России, необходимости объединения традиций и прогресса (С. Е. Кургинян). Наиболее опасные тенденции виделись в формировании у граждан «антигосударст венного сознания» 6, в «глубочайшем пе реломе нравственного сознания народа 1, в «разрушении тех архетипов коллективно го бессознательного, которые и определяют культурный генотип русского народа»8. Од нако в данный период в российских усло виях так и не оформился опыт политиче ской реализации идей консерватизма, яркие дискуссии по проблемам которого велись, главным образом, на страницах литературно-художественных и обществен но-политических изданий («Наш современ ник», «Молодая гвардия», «Слово», «Лите ратурная Россия» идр.). Между тем диалектическое развитие традиционализма с его трансформацией в ядро консерватизма происходит не спон танно. Оно представляет собой реакцию на оформление некоей прогрессистской тен денции, в отношении которой консерва тизм выступает как сдерживающий фак тор. Именно через призму проблемы со циального прогресса данная идеология, на наш взгляд, наиболее ярко обнаруживает свой модернизационный потенциал. Име ется в виду то, что консерватизм - это прежде всего антитеза прогрессизму, упо добляющему развитие человечества пря молинейной траектории. Одной из естест венных издержек прогресса в его рацио налистическом понимании консерваторы считали процесс деформации культуры и нравственности, серьезные культурные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=