Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Е. Г. Тронина МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕОКОНСЕРВАТИЗМА: ПУТИ КУЛЬТУРНОЙ САМОЗАЩИТЫ ОБЩЕСТВА ВУСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА Представленная статья посвящена исследованию актуальной для большинства постиндустриальных обществ проблемы поиска действенных механизмов защиты национально-культурной самобытности. Особую важность в современных условиях развития человеческой цивилизации приобретает необходимость предотвращения опасного разрыва культурно-исторической связи поколений, нередко выступающе го обратной стороной социального прогресса. Глубокий интерес вызывает пред принятый неоконсерваторами поиск путей коррекции его одностороннего характе ра, гармоничного соотношения между новейшими тенденциями социально- экономического, технологического развития общества и прочностью его духовных основ, традиций и устоев. История консерватизма демонстрирует удивительную способность данной док трины к собственной идейно-политической эволюции, поиску эффективных путей ре шения проблем, волнующих конкретное общество. Дело в том, что классическая модель консерватизма, «пророком» кото рого зарубежные исследователи называют английского мыслителя Э. Бёрка (1729— 1707), изначально содержала две ведущие тенденции '. Одна из них ориентировалась на приоритеты сохранения, отношения к прошлому как высшему благу. Другая же тенденция устремлялась в будущее, ее век тор был направлен в сторону изменения. Протекая в единстве двух доминант - нова ции и преемственности, процесс идейно политической эволюции консерватизма спо собствует актуальному звучанию pro идей вменяющихся условиях. Таким образом, дуализм природы данной идеологии прояв ляется в характерном для нее сочетании традиционализма и современности, носталь гии и авангарда, классики и модерна. Основное содержание идейно-полити ческой эволюции консерватизма заключа лось в постепенном синтезе преимущест венно консервативных и либеральных идей (реже - социал-демократических). Смысл либерально-консервативного консенсуса состоял в конвергенции образующих его начал, главным образом экономического, политического либерализма и ценностного, духовно-культурного консерватизма. Дан ные тенденции воплотил исторический опыт политики консервативного рефор мизма (О. фон Бисмарк, К. JI. В. Меттер- них, Б. Дизраэли, Р. Пиль, Т. Рузвельт, Александр Ш и др.). Однако именно в по следней трети XX в., когда западноевро пейская модернизация фактически завер шалась, либерально-консервативный син тез прибрел устойчивый характер. Подтверждением тому явился полити ческий курс консервативных правительств М Тэтчер, Р. Рейгана, Г. Коля, В. Ж д ’Эс- тена и др. Происходит некий синтез ли беральных и консервативных ценностей: с одной стороны, идеи прав личности, от крытого общества, свободного рынка, ми нимизации государственного вмешатель ства в экономику, а с другой - идеи со циальной ответственности, значимости истории, религии, семьи, культуры и т. д., которые активно воспринимает постмо дернистский либертанизм 2. Предпосылка ми «консервативного ренессанса» послу жили кризисные явления в экономической, социально-психологической, политической, духовной, культурной и иных сферах ка питалистического общества. Неоконсерва тизм стал ответом на кризис «великого общества», политики «нового курса»; док триной, для которой, по мнению герман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=