Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Е. Г. Тронина МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕОКОНСЕРВАТИЗМА: ПУТИ КУЛЬТУРНОЙ САМОЗАЩИТЫ ОБЩЕСТВА ВУСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА Представленная статья посвящена исследованию актуальной для большинства постиндустриальных обществ проблемы поиска действенных механизмов защиты национально-культурной самобытности. Особую важность в современных условиях развития человеческой цивилизации приобретает необходимость предотвращения опасного разрыва культурно-исторической связи поколений, нередко выступающе­ го обратной стороной социального прогресса. Глубокий интерес вызывает пред­ принятый неоконсерваторами поиск путей коррекции его одностороннего характе­ ра, гармоничного соотношения между новейшими тенденциями социально- экономического, технологического развития общества и прочностью его духовных основ, традиций и устоев. История консерватизма демонстрирует удивительную способность данной док­ трины к собственной идейно-политической эволюции, поиску эффективных путей ре­ шения проблем, волнующих конкретное общество. Дело в том, что классическая модель консерватизма, «пророком» кото­ рого зарубежные исследователи называют английского мыслителя Э. Бёрка (1729— 1707), изначально содержала две ведущие тенденции '. Одна из них ориентировалась на приоритеты сохранения, отношения к прошлому как высшему благу. Другая же тенденция устремлялась в будущее, ее век­ тор был направлен в сторону изменения. Протекая в единстве двух доминант - нова­ ции и преемственности, процесс идейно­ политической эволюции консерватизма спо­ собствует актуальному звучанию pro идей вменяющихся условиях. Таким образом, дуализм природы данной идеологии прояв­ ляется в характерном для нее сочетании традиционализма и современности, носталь­ гии и авангарда, классики и модерна. Основное содержание идейно-полити­ ческой эволюции консерватизма заключа­ лось в постепенном синтезе преимущест­ венно консервативных и либеральных идей (реже - социал-демократических). Смысл либерально-консервативного консенсуса состоял в конвергенции образующих его начал, главным образом экономического, политического либерализма и ценностного, духовно-культурного консерватизма. Дан­ ные тенденции воплотил исторический опыт политики консервативного рефор­ мизма (О. фон Бисмарк, К. JI. В. Меттер- них, Б. Дизраэли, Р. Пиль, Т. Рузвельт, Александр Ш и др.). Однако именно в по­ следней трети XX в., когда западноевро­ пейская модернизация фактически завер­ шалась, либерально-консервативный син­ тез прибрел устойчивый характер. Подтверждением тому явился полити­ ческий курс консервативных правительств М Тэтчер, Р. Рейгана, Г. Коля, В. Ж д ’Эс- тена и др. Происходит некий синтез ли­ беральных и консервативных ценностей: с одной стороны, идеи прав личности, от­ крытого общества, свободного рынка, ми­ нимизации государственного вмешатель­ ства в экономику, а с другой - идеи со­ циальной ответственности, значимости истории, религии, семьи, культуры и т. д., которые активно воспринимает постмо­ дернистский либертанизм 2. Предпосылка­ ми «консервативного ренессанса» послу­ жили кризисные явления в экономической, социально-психологической, политической, духовной, культурной и иных сферах ка­ питалистического общества. Неоконсерва­ тизм стал ответом на кризис «великого общества», политики «нового курса»; док­ триной, для которой, по мнению герман

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=