Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого как досадная помеха творческому досугу, доступному любому индивиду, кем бы он ни был. Вместе с тем, и это нельзя отрицать без искажения сути дела, современный социо культурный сдвиг - это исторически уни кальный шанс для изменения труда, какие бы диалектические противоречия не обу словливали его осуществление. Конечно, особенную грань всемирно- исторического движения труда представ ляет собой национальный срез культуры труда, т. е. устойчивые стереотипы работ ников каждого народа. Выше мы уже гово рили о некоторых аспектах повседневной трудовой культуры российского крестьян ства в дореформенной и пореформенной России. Посмотрим здесь на российскую трудовую культуру в более широком исто рическом контексте. Как правило, при ана лизе этой стороны национальной культуры рассматривают базовые факторы, опреде лившие отрицательные качества россий ского работника. Природно-климатические условия, как об этом писал еще В. О. Клю чевский, порождали не постоянное и уме ренное напряжение сил, а их лихорадоч ную растрату в короткий период времени. А поэтому следом работник был обречен на долгую прострацию «вынужденного осенне го и зимнего безделья» 13. Кроме того, со гласно А. А. Сусоколову, на протяжении, по существу, всей российской истории хозяйст венный уклад русского этноса носил ярко выраженный экстенсивный характер, что обрекало российского работника на исполь зование консервативных технологий 14. Ра зумеется, экстенсивный малопродуктивный тип традиционной экономики обрекал госу дарство на использование социально-поли тических технологий, которые в значитель ной степени присущи азиатскому способу производства и азиатской деспотии. Все это препятствовало развитию индивидуалисти ческих начал труда, но порождало особые коллективистские начала труда, служившие веками национальному выживанию. Макросоциальные факторы нацио нальной культуры труда находят воплоще ние в повседневной трудовой деятельности работников, т. е. отражаются в их социаль но-психологических характеристиках. Так, исследуя трудовое поведение работников ВПК начала 90-х годов XX в. с точки зре ния его соотнесения с рыночной экономи кой, российские социологи выявили цело стные комплексы трудовых качеств про мышленных рабочих 15. Например, комп лекс традиционалистских установок, в не которой степени нейтральных к рынку. Это стремление к совместной, коллективной работе, чувство причастности к общему делу, готовность бескорыстно оказать по мощь, склонность подчиниться нефор мальному лидеру. Вместе с тем были вы явлены черты, очевидно противостоящие рыночному духу: низкий уровень личных притязаний, честолюбия; неспособность к монотонному, стереотипному труду; не достаточные дисциплинированность, соб ранность, организованность; избегание, отторжение индивидуальных форм труда; неприязнь к выскочкам быстрому карьер ном}' продвижению. В го же время социо логи идентифицировали ряд качеств, сви детельствующих, с их точки зрения, о го товности работников ВПК к трудовой деятельности в новых условиях. Это способ ность к интенсивному труду; профессио нальная универсальность, стремление к сов мещению профессий; склонность к ориги нальным решениям, новаторству, рациона лизаторской и изобретательской деятельнос ти. Другими словами, совокупные качества российского работника могут соотноситься с требованиями современной инновационной экономики, однако реальный процесс «под ключения» к ней трудящегося индустриаль ного типа будет проблематичным. Подводя итог, следует отметить, что привычный труд, имеющий индустриаль ную логику устойчивых профессиональ ных качеств и организационных условий, теряет свою былую устойчивость, а образ будущего труда еще до конца не ясен: вид ны лишь некоторые его контуры, за кото рыми скрываются новые содержательные противоречия. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=