Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
политология № з, 2005 Ценностное содержание труда в со временную эпоху претерпевает серьезную трансформацию, обусловленную поистине революционными технологическими, со циальными и культурными сдвигами. Уче ные, акцентирующие внимание на техно логических предпосылках этих изменений (Д. Белл, 3. Бжезинский и др.), указывают на фундаментальные изменения в структу ре занятости в пользу сферы услуг, внутри которой на передний план выходят отно шения не между человеком и сырьем, а между самими людьми. Речь идет прежде всего о квалифицированных услугах: фи нансовых, юридических, образовательных, медицинских и т. д. В свою очередь док трина «информационного» общества ак центирует внимание на высокотехноло гичных информационных услугах. Тем самым, как считают представители обеих доктрин, во-первых, устраняется отделен- ность производителей от средств произ водства, а во-вторых, изменяется мотива ция труда в пользу ее творческой ком поненты 10. Как пишет Э. Тоффлер: «Пос кольку машины берут на себя рутинные операции, а ускорение меняет окружаю щую обстановку, все большая часть энер гии общества (и его организаций) должна быть направлена на решение нестандарт ных проблем. Это требует такой степени воображения и творческих способностей, которых нет в бюрократической системе, с ее организацией, в которой человек за нимает определенное место»п. Но тем самым труд теряет свою устой чивость, «твердость» оснований, характер ных для фабричной эры. В этих услови ях некоторые исследователи заговорили о создании в современном обществе пред посылок для преодоления труда как сред ства удовлетворения сугубо материальных потребностей. «Синтетическим же резуль татом развития форм человеческой актив ности в таком случае становится деятель ность, с одной стороны, имеющая осознан ный характер, который она наследует от труда, и, с другой стороны, движимая внутренним побудительным мотивом, ко- 12 торый был присущ ее ранним формам» . В условиях открывшихся возможностей творческой деятельности (creative work в противоположность labour) человек нако нец-то может преодолеть разрыв произ водства и досуга, однако это будет зави сеть от его - человека — внутреннего совершенствования. Друтими словами, трансформация труда наступит не столько под воздействием экономических и соци альных сдвигов (хотя и их, разумеется, то же), сколько вследствие духовной и интел лектуальной эволюции индивидов. Действительно, социально-экономиче ские условия современного мира карди нальным образом расширяют горизонты творческой свободы работника в высоко- технологической информационной эконо мике. Современные передовые фирмы - это главным образом интеллектуальный, высоко социализированный продукт мо бильных профессионалов, готовых решать нестандартные задачи посредством творче ской самоотдачи. Демассификация, децен трализация и фрагментация производства создают условия для коллективного твор чества мобильных групп единомышленни ков (teamwork), между которыми царят от ношения партнерства, где налицо гибкие системы занятости и контроля. Вместе с тем образ нового, так на зываемого хорошего общества остается в достаточной степени проблематичным. Представляется, что «закат работы», как и «конец истории» (Ф. Фукуяма), вряд ли наступит в ближайшее время. Симптомы деструкции рыночного хозяйства в отно шении стоимости, собственности и осно ваний мотивации в значительной мере уравновешиваются симптомами противо положных реальных сущностей наподобие замедления роста производительности тру да в западной экономике, истощения ре сурсов и т. д. Опасность здесь в другом: конструктивный симптом креативности, доступный в повседневной деятельности весьма узкому слою избранных, сопровож дается в наше время воистину деструктив ным социокультурным сдвигом. Речь идет об истончении героически-аскетического этоса профессионального долга в пользу идеологии потребительства. Но тем самым разрушаются фундаментальные основы ве- берианской рациональности, и, наоборот, просвечиваются очертания совершенно но вой «рациональности» - потребительского эвдемонизма. Работа теперь переживается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=