Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого имея 100 рабочих дней, «мог на вспашку, боронование и сев потратить в расчете на одну десятину (без жатвы и обмолота) 22 рабочих дня, что почти вдвое меньше, чем у барина... Практически это означало для крестьянина неизбежность труда бук­ вально без сна и отдыха, труда днем и но­ чью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, использование на мужских работах женщин и т. д.)» 5. Громадные трудовые затраты, связанные с высоким нервно-психологическим напря­ жением, по мнению историка, формирова­ ли «трудолюбие, поворотливость и про­ ворность» русского характера. В то же время отсутствие четкой взаимосвязи меж­ ду мерой трудовых затрат и мерой полу­ чаемого урожая в суровых условиях рус­ ской природы, системы крепостничества и общинной уравнительности формировали и противоположные стороны менталитета. В гигантском регионе Нечерноземья «кре­ стьянский труд всегда был и сверхнапря- женным, и непривлекательным, так как, по словам кн. М. М. Щербатова, “худым уро­ жаем пуще огорчается и груд [свой]... в ненависть приемлет”» б. Иными словами, общие условия крестьянской жизни в кре­ постнической России диктовали особый тип хозяйственной рациональности с ее многочисленными социальными и духо­ выми ограничителями. Но эти ограничите­ ли, справедливо отмечает JI. В. Милов, ор­ ганично свойственны данному типу социу­ ма, «ибо для получения обществом даже минимума совокупного прибавочного про­ дукта необходимы были жесткие рычаги государственного механизма, направлен­ ные на его изъятие»7. Как известно, М. Вебер, рассматривая влияние религиозных идей на хозяйствен­ ную жизнь общества, пришел к выводу, что христианское благочестие протестан­ тизма является специфическим хозяйст­ венным этосом, порождающим «иррацио­ нальное ощущение хорошо исполненного долга». Но тем самым это новое чувство вызвало к жизни особенную историческую рациональность, ценностно окрашенную в профессионализм, упорный труд и накопи­ тельство. «Реформация создала своеобраз­ ные премии, незнакомые католичеству,- премии за мирскую работу человека в его Beruf. Она чрезвычайно усилила нравствен­ ный акцент именно на этой работе и тем са­ мым создала само понятие Beruf в совре­ менном его значении»8. «Формальная рацио­ нальность» Вебера это и есть рациональ­ ность служения сверхсмыслу труда как ос­ вященному Богом призванию. В Западной Европе произошло то, что можно определить какдуховное «возвышение труда». Но это возвышение произошло, конеч­ но, не только в веберианском (религиозно­ этическом), но и в объективно-техноло­ гическом смыслах. Становление промыш­ ленного производства, фабричная система организации труда, высвобождение рабо­ чей силы из аграрного сектора, урбанизация и т. д.- это единый процесс становления но­ вой экономики, для которой характерен и свой тип социально-экономических проти­ воречий. Так, фабричный труд новой бур­ жуазной эры породил специфический фе­ номен находящегося под прессом эконо­ мического принуждения фабричного про­ летариата. Индустриальный ритм труда, фабричная дисциплина, отчуждаемость условий и результатов труда - все это по­ рождало особенную корпоративную мен­ тальность нового индустриального класса. Речь идет о тред-юнионизме и революцион­ ном классовом сознании рабочих. В конеч­ ном счете идеология тред-юнионизма, как показал исторический опыт, оказалась более укорененной в социальном бытие рабочего класса Западной Европы. Вот как об этом пишет 3. Бауман: «Как показал Ричард Сен- нет в своем недавнем исследовании, даже обезличенные повременные графики, люто ненавидимые вчерашними свободными ре­ месленниками... как и их поздние, “обнов­ ленные и улучшенные” версии типа печаль­ но знаменитого хронометража Фредерика Тейлора,- все эти акты “репрессии и подчи­ нения, практикуемые менеджерами ради роста гигантской индустриальной организа­ ции”, “превратились в арену, где рабочие могли выдвигать свои собственные требова­ ния, в средство повышения их возмож­ ностей. ...Профсоюзы сделали бессилие от­ дельных рабочих коллективов силой и повели борьбу за превращение инструкций, обезоруживающих рабочих, в инструмент обеспечения их прав, ограничивающих свободу маневра предпринимателей”» 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=