Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого имея 100 рабочих дней, «мог на вспашку, боронование и сев потратить в расчете на одну десятину (без жатвы и обмолота) 22 рабочих дня, что почти вдвое меньше, чем у барина... Практически это означало для крестьянина неизбежность труда бук вально без сна и отдыха, труда днем и но чью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, использование на мужских работах женщин и т. д.)» 5. Громадные трудовые затраты, связанные с высоким нервно-психологическим напря жением, по мнению историка, формирова ли «трудолюбие, поворотливость и про ворность» русского характера. В то же время отсутствие четкой взаимосвязи меж ду мерой трудовых затрат и мерой полу чаемого урожая в суровых условиях рус ской природы, системы крепостничества и общинной уравнительности формировали и противоположные стороны менталитета. В гигантском регионе Нечерноземья «кре стьянский труд всегда был и сверхнапря- женным, и непривлекательным, так как, по словам кн. М. М. Щербатова, “худым уро жаем пуще огорчается и груд [свой]... в ненависть приемлет”» б. Иными словами, общие условия крестьянской жизни в кре постнической России диктовали особый тип хозяйственной рациональности с ее многочисленными социальными и духо выми ограничителями. Но эти ограничите ли, справедливо отмечает JI. В. Милов, ор ганично свойственны данному типу социу ма, «ибо для получения обществом даже минимума совокупного прибавочного про дукта необходимы были жесткие рычаги государственного механизма, направлен ные на его изъятие»7. Как известно, М. Вебер, рассматривая влияние религиозных идей на хозяйствен ную жизнь общества, пришел к выводу, что христианское благочестие протестан тизма является специфическим хозяйст венным этосом, порождающим «иррацио нальное ощущение хорошо исполненного долга». Но тем самым это новое чувство вызвало к жизни особенную историческую рациональность, ценностно окрашенную в профессионализм, упорный труд и накопи тельство. «Реформация создала своеобраз ные премии, незнакомые католичеству,- премии за мирскую работу человека в его Beruf. Она чрезвычайно усилила нравствен ный акцент именно на этой работе и тем са мым создала само понятие Beruf в совре менном его значении»8. «Формальная рацио нальность» Вебера это и есть рациональ ность служения сверхсмыслу труда как ос вященному Богом призванию. В Западной Европе произошло то, что можно определить какдуховное «возвышение труда». Но это возвышение произошло, конеч но, не только в веберианском (религиозно этическом), но и в объективно-техноло гическом смыслах. Становление промыш ленного производства, фабричная система организации труда, высвобождение рабо чей силы из аграрного сектора, урбанизация и т. д.- это единый процесс становления но вой экономики, для которой характерен и свой тип социально-экономических проти воречий. Так, фабричный труд новой бур жуазной эры породил специфический фе номен находящегося под прессом эконо мического принуждения фабричного про летариата. Индустриальный ритм труда, фабричная дисциплина, отчуждаемость условий и результатов труда - все это по рождало особенную корпоративную мен тальность нового индустриального класса. Речь идет о тред-юнионизме и революцион ном классовом сознании рабочих. В конеч ном счете идеология тред-юнионизма, как показал исторический опыт, оказалась более укорененной в социальном бытие рабочего класса Западной Европы. Вот как об этом пишет 3. Бауман: «Как показал Ричард Сен- нет в своем недавнем исследовании, даже обезличенные повременные графики, люто ненавидимые вчерашними свободными ре месленниками... как и их поздние, “обнов ленные и улучшенные” версии типа печаль но знаменитого хронометража Фредерика Тейлора,- все эти акты “репрессии и подчи нения, практикуемые менеджерами ради роста гигантской индустриальной организа ции”, “превратились в арену, где рабочие могли выдвигать свои собственные требова ния, в средство повышения их возмож ностей. ...Профсоюзы сделали бессилие от дельных рабочих коллективов силой и повели борьбу за превращение инструкций, обезоруживающих рабочих, в инструмент обеспечения их прав, ограничивающих свободу маневра предпринимателей”» 9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=