Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
политология № з, 2005 обществе, соседствующем с античным ми ром. Здесь гораздо больше ценилось воен ное дело, приносящее славу и добычу, чем усердие в земледелии, на что еще в свое время указывали Юлий Цезарь и Тацит. Как раз в традиции так называемой воен ной демократии было стремление возвели чить воинскую деятельность в качестве идеала в противовес рутине производст венной деятельности, которую нельзя было оставить вовсе, но которой можно было пренебречь в своем собственном сердце. Отрицание ценности труда в античном мире попыталось преодолеть раннее хри стианство, провозгласившее принцип: «Ес ли кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (П послание Павла к фессалоникийцам, 111:10). Однако справедливо подчеркивал А. Я. Гуревич: «Трактовка труда, собст венности, бедности, богатства в раннехри стианской литературе - а эти сюжеты за нимают в ней немалое место - может быть правильно понята, только если принять во внимание, что все эти вопросы ставились в плане религиозно-этическом, неизменно спиритуализовались, отнюдь не составляя некой системы “экономических взглядов”» 1. Наступившее Средневековье как раз и де монстрировало подобное духовное назна чение труда, чеканно сформулированное св. Фомой Аквинским в «Своде богосло вия»: «Труд имеет четыре цели. Прежде всего и главным образом он должен дать пропитание; во-вторых, должен изгонять праздность, источник многих зол; в-треть- их, должен обуздывать похоть, умерщвляя плоть; в-четвертых, он позволяеттворить милостыни» 2. Разумеется, всякий экономи ческий расчет в отношении результатов тру да, который бы пошел дальше обозначенных границ, сурово осуждался. Таким образом, на протяжении боль шей части исторического времени господст вовали принципы традиционной трудовой этики, ориентированные на удовлетво рение минимальных потребностей. Не ис чезали они и в эпоху становления буржу азных отношений, особенно в странах с укорененными чертами общинного созна ния. Так, современный российский историк Б. Н. Миронов, проанализировав феномен традиционной этики на примере эмпириче ских материалов, относящихся к россий ской сельской общине пореформенного периода, пришел к показательным выво дам 3. Оказалось, в частности, что объем нерабочих дней в бюджете времени кре стьянина значительно превышал число дней, отданных труду. Динамика первых на протяжении второй половины XIX в. весьма характерна: 1850-е гг. - 230 (62 % ), 1872 г. - 240 (66 %), 1902 г. - 258 (71 %). В западноевропейских же странах в сере дине XIX в., наоборот, было 286-308 рабо чих дней в год. Б. Н. Миронов пишет: «Крестьяне не жалели времени на поддер жание соседских отношений, солидарности и кооперации, на достижение согласия: обсуждение общих проблем, слухов, выра ботку поведения в отношении соседней деревни или помещика. Это было необхо димо, так как крестьяне были связаны мас сой общих дел и обязанностей, круговой порукой и севооборотом. Много времени требовали “общество’’, выполнение общин ных обязанностей: собрания, суд, налоги, подати, переделы земли, церковные служ бы, ремонт- дорог, мостов и т. п.» 4. Пос кольку до 90 % рабочих были выходцами из деревни, то и на промышленных пред приятиях пореформенной России проявля лись те же качества традиционалистского менталитета: низкая дисциплинированность, неуважение к чужой собственности, нека чественная продуктивность, минималист ские потребности. Вместе с тем это лишь часть истины. В традиционном обществе (прежде всего аграрном) упорный труд является необхо димым условием непосредственного вы живания. Мир замкнутых домохозяйств воспроизводит всю совокупность необхо димых жизненных средств внутри себя, поэтому здесь хозяйственная деятельность, можно сказать, имеет тотальный характер. Крестьянское время - это непрерывная, ежедневная чреда хозяйственных дейст вий, которую не могут прервать даже праздники, хотя, разумеется, в этот период существенно понижается интенсивность трудовой активности. Современный иссле дователь традиционного крестьянского ук лада России в XVHI в. J1. В. Милов, отме чая особенное значение природно-геогра фического фактора для российской исто рии, показал, что «великорусский пахарь»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=