Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
олитология С. Ф. Володин КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ Статья посвящена проблемам изменения ценностных оснований труда на про тяжении длительного исторического времени. Автор исследует основополагающие факторы, которые повлияли на трудовую этику в каждую значимую историческую эпоху: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Особенное внимание уделено в статье трудовой культуре российского работника, которая имеет ряд спе цифических черт, заданных особенностями исторического развития России. Ценно стные аспекты труда, рассмотренные в исторической ретроспективе, актуальны с точки зрения исследования отношений занятости и груда в современной России. Пожалуй, наиболее значимыми усло виями, определяющими институциональ ные характеристики национальных рынков труда, являются культурно-исторические предпосылки их развития. Под ними мы можем подразумевать всю совокупность сложившихся в прошлом сил, которые имели фундаментальное значение для со держания и форм социальных процессов последующих исторических эпох. Не иск лючение здесь и сфера труда, нормативно ценностное ядро которой претерпело су щественную трансформацию на протяже нии истории человечества как в формаци онном, так и цивилизационном разрезах. В первобытном обществе, как извест но, труд еще неразрывно связан с более широким контекстом жизнедеятельности. Труд здесь отнюдь не имеет главенствую щего значения. Человек доисторической эпохи потребляет жизненные условия в их синкретическом единстве, при котором производство и потребление слиты друг с другом, поскольку то, что производится, тут же и потребляется. Для человека того времени важна именно полнота жизненных ощущений, которая актуальна для него как раз в аспекте потребления. В случае же предпочтения труда терялась бы столь це нимая древним человеком спонтанность, которую он внутренне и переживает в ка честве собственной свободы. Дальнейшее развитие родового строя, увеличение про изводительной мощности в эпоху так на зываемой неолитической революции, т. е. переход к аграрному производству - все это создавало предпосылки нового отно шения к труду. Труд становится источни ком богатства, его результаты теперь могут накапливаться, отчуждаться, приобретать свойства товара, служить добычей для во инствующих соседей. Иначе говоря, труд разрывал границы собственной замкнуто сти и становился предметом социально- экономических отношений неравенства и эксплуатации. Но тем самым в условиях зарождающихся классовых отношений ценность труда приобретала двойственный характер: труд одновременно и ценится, и презирается. И это не случайно. Как при нудительный, отчуждаемый вид деятель ности он не мог не подвергаться отрица тельной оценке. А как явление свободное и производительное, приносящее полезный и социально значимый результат, труд дол жен был получать высокую оценку. Если в начале античной эпохи занятие земледелием еще считается полисной доб родетелью, то по мере развития рабовла дельческой экономики формируется устой чивое представление о прирожденной ни зости людей, занятых физическим трудом. Такое же противоречивое отношение к про изводительному труду было и в варварском 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=