Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ИСТОРИЯ И ПРАВО № 3, 2005 запрещается образовывать в суде структу­ ры политических партий и общественных объединений (за исключением профсою­ зов), использовать свое служебное поло­ жение в их интересах 4. Так, в соответствии с «Общими прин­ ципами служебного поведения государст­ венных служащих» при угрозе возникно­ вения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное ис­ полнение должностных (служебных) обя­ занностей, государственный служащий, соз­ навая свою ответственность перед государ­ ством, обществом и гражданами, призван сообщать об этом непосредственному руко­ водителю и выполнять его решение, на­ правленное на предотвращение или урегу­ лирование данного конфликта интересов. Высказывается точка зрения о введе­ нии подобной практики и для судей, а так­ же создании структур собственной безо­ пасности в судебных органах. Например, Председатель Верховного суда Российской Федерации, доктор юри­ дических наук, профессор В. М. Лебедев считает: «Не должно быть и таких ситуа­ ций, когда супруг или родственники судьи извлекают какую-то выгоду благодаря сво­ ей близости к служителю правосудия, “не­ формально” представляют интересы какой- либо из сторон в процессе». Высказываются предложения о введе­ нии для судьи обязанности представления декларации о доходах гражданина и иму­ ществе, принадлежащем ему на правах собственности, и справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности РоссийскойФедерации. Вместе с тем подобная обязанность была установлена Указом Президента Рос­ сийской Федерации от 15 мая 1997 г. № 484 «О представлении лицами, заме­ щающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, заме­ щающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведе­ ний о доходах и имуществе». В целях создания действенных меха­ низмов предотвращения коррупции и зло­ употреблений в стране, согласно статье 80 Конституции Российской Федерации, и впредь до принятия соответствующих фе­ деральных законов признавалось необхо­ димым ежегодное представление лицами, замещающими государственные должно­ сти Российской Федерации (в том числе Президентом Российской Федерации, чле­ нами Совета Федерации Федерального со­ брания Российской Федерации, депутатами Государственной думы Федерального соб­ рания Российской Федерации, членами Правительства Российской Федерации), сведений о своих доходах и принадлежа­ щем им имуществе. Формулировка части 3 Указа: «Уста­ новить, что в случае назначения граждани­ на на государственную должность Россий­ скойФедерации (кроме судей федеральных судов), государственную должность феде­ ральной государственной службы в феде­ ральных органах исполнительной власти, если назначение на эти должности и осво­ бождение от этих должностей осуществля­ ет Президент Российской Федерации, ор­ ганизация проверки сведений, названных в пункте 2 настоящего Указа, и соблюдения установленных законодательством Россий­ ской Федерации ограничений производит­ ся Управлением кадров Президента Рос­ сийской Федерации» не исключает судей из числа лиц, на которых возложена обя­ занность представления подобных сведе­ ний, а лишь предусматривает иной поря­ док организации проверки. Однако пункт 7 Указа исключил судей федеральных судов из этого числа. V. V. Nehaev, Т. G. Nehaev GENERALREGULATIONSOF JUDGES’CONDUCT OUTOFOFFICE In the article the questions of judges’ professional conduct out of office, their reputa­ tion, rights and duties are examined.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=