Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» всякое вмешательство в дея­ тельность судьи по осуществлению право­ судия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмот­ ренных процессуальным законом. При взаимодействии с органами законо­ дательной, исполнительной власти и местно­ го самоуправления следует избегать попыток влияния на судью со стороны должностных лиц органов власти. Председатель Высшего арбитражного суда Российской Федерации А. А. Иванов констатирует: «Иногда попыт­ ки такого давления встречаются. Не всегда судьи могут проявить должную степень твердости по отношению к подобным “об­ ращениям”. Многие руководители, многие чиновники даже не скрывают, что они по­ зволяют себе так обращаться с судьями, что, конечно, не способствует торжеству право­ судия в нашей стране» . Поэтому высказываются предложения ввести журнал учета обращений к судье граждан, должностных лиц по любому во­ просу профессиональной деятельности су­ дьи, с обязанностью судьи фиксировать данные обращения в журнале. «Судья должен перед началом процесса объявить круг заинтересованных лиц. Я получил письмо от такого-то. Мне звонил такой-то. Эта мера результативна, потому что судьи будут опасаться подобные .обращения скрывать. Это ведь может быть контроли­ руемое обращение»,- отмечает А. А. Ива­ нов 2. В связи с этим готовится законопро­ ект с изменениями в Закон о статусе судей. Вместе с тем судья имеет право, а в не­ которых случаях обязан взаимодействовать с органами законодательной, исполнитель­ ной власти и местного самоуправления по вопросам права, судебной системы, судо­ производства, судоустройства. В равной степени положения части 4 данной статьи Кодекса во взаимосвязи с частью 1 распространяются на контакты с любыми иными государственными и не­ государственными структурами и лицами. В соответствии с Типовыми правилами внутреннего распорядка судов, судья дол­ жен воздерживаться от публичных выска­ зываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, а также их руководителей. Словарь С. И. Ожегова: «Репутация - создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-нибудь». «Обстоятельство, которое заслуживает внимания,- это ближайшее окружение... Ес­ тественно, что в нем не должно бьггь осуж­ денных лиц, находящихся не в ладу с зако­ ном, людей, ведущих аморальный образ жизни... В каких-то случаях можно ближний круг' знакомых поменять, но как быть с чле­ нами семьи? В российской глубинке, где все друг друга знают, немыслимо заниматься правосудием, если каждый может упрекнуть судью, что он не так воспитал сына, что у не­ го супруг - пьяница, что он дружит и прово­ дит свободное время в кругу жуликов. Здесь масса нюансов, на которые следует обратить внимание, поскольку от них зависит автори­ тетсудебной власти»,- отмечаетО. Марков3. Данная статья Кодекса судейской эти­ ки накладывает ограничения на политиче­ ские права и свободы гражданина. Феде­ ральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» устанавливает, что деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы челове­ ка и гражданина, гарантированные Кон­ ституцией Российской Федерации. Не допускается деятельность полити­ ческих партий и их структурных подразде­ лений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (предста­ вительных) органов государственной вла­ сти и представительных органов местного самоуправления), в Вооруженных силах Российской Федерации, в правоохрани­ тельных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представи­ тельных) органов государственной власти, в государственных организациях. В соответствии с п. 3.3 Типовых пра­ вил внутреннего распорядка судов, судье

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=