Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ИСТОРИЯ И ПРАВО № 3, 2005 ной мобилизации в России гротескно за вышались верхушкой МВД, а политиче ские последствия этого процесса нарочито драматизировались. Если рассматривать крестьянина-об- щинника в качестве незыблемой социаль ной базы режима, а сельскохозяйственного и городского рабочего - как заведомого противника власти, тогда опасения чинов, ответственных за социальное спокойствие, выглядят формально обоснованными. «Община сделалась излюбленным объек том министерства внутренних дел по по лицейским соображениям...- позднее ска жет об этом С. Ю. Витте,- на крестьянское население... установился взгляд, что они полудети, которых следует опекать, но только в смысле их поведения и развития, но не желудка»5. Не только консервативная часть выс шей бюрократии империи, но и весомая доля поземельного дворянства, связанного необходимостью сдачи в аренду своих зе мель и привыкшего к дешевизне рабочих рук крестьянина-общинника, также высту пала защитницей земельных обществ, на дежно прикрепляющих массу сельских хо зяев к земле спустя десятилетия после падения крепостного права. Большая часть земских собраний требовала законодатель ного увековечения общины, считая глав ной опасностью для крестьян их обезземе ливание в случае обращения общинной земли в объект купли-продажи. Во взглядах на общину как институт, сохранение которого является залогом бле стящего будущего России, причудливо объ единились консерваторы из государственно го аппарата и русские социалисты, видевшие в крестьянском общинном коллективизме воплощение своих идей, сколько ни разуве ряла их в этом печальная практика. Отрицательное отношение к статье 165 «Положения о выкупе», таким образом, стало типичным и для бюрократии, и для земства, и для поземельного дворянства, и для народнически настроенной интелли генции, и для большинства самого общин ного крестьянства. Далеко не однозначным было видение перспектив аграрного развития главами губерний и другими представителями ме стной администрации. Всегда присущее чиновничеству стрем ление расширить сферу своего контроля в 80-е годы XIX в. находит себе оправда ние без труда: пореформенные десятилетия выявили целый ряд пороков системы кре стьянского общинного самоуправления, устранение которых лежало либо в русле экономико-правовых мер (индивидуализа ция крестьянского землевладения и введе ние крестьянства в общегражданское пра вовое поле), либо в русле усиления го сударственного вмешательства в кресть янские дела. Последний подход явно доминировал на губернском уровне, о чем свидетельст вуют ежегодные отчеты губернаторов императору. Важность этих документов нельзя недооценивать: именно в отчетах все регионы страны представали перед гла зами не только царя, но и всех министров, которым рассылались копии отчетов. Кро ме того, на широких полях губернаторских докладов царями делались пометы, каждая из которых доводилась до сведения и ад министрации отчитывающейся губернии, и глав заинтересованных ведомств. Алек сандр Ш умел работать с «Всеподданней шими отчетами»: его пометы всегда отно сятся к существенным проблемам, они точны и зачастую нелицеприятны. Губер натор, пытающийся отделаться общими фразами, получал монаршее замечание на полях отчета. За этим нередко следовали кадровые перестановки в губернской ад министрации. Фраза орловского губерна тора: «Большинство тех мер, о коих я имел счастье докладывать... в предшествующих отчетах... были бы необходимы и ныне...» - встретила немедленную реакцию царя, разд раженно написавшего на полях: «Я читал эти отчеты: ничего кроме общих мест» 6. В первые годы своего царствования Нико лаю П, входящему в курс государственных дел, нравилось работать с бумагами,- его пометы обильно испещряли отчеты губер наторов. Но умения определить главную мысль, лаконично сформулировать свою точку зрения по поводу сообщенного гла вой губернии пометы молодого царя не демонстрируют. В дальнейшем они ста новятся все более редкими и односложны ми, указывая на снижение интереса Нико лая Пк делам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=