Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ФИЛОСОФИЯ № 3, 2005 Тем не менее, несмотря на очевидные отклонения богословия А. С. Хомякова от православной догматики, апологетический и новаторский пафос его идей был столь велик, что дал основание видеть в нем рус­ ского православного мыслителя и предан­ ного сына Церкви|2. Вместе с тем в настоящее время в Рос­ сии появляется все большее число работ, в которых А. С. Хомяков рассматривается как светский богослов и религиозный мыс­ литель (работы С. С. Хоружего, В. И. Хо­ лодного, В. Н. Назарова и др.)13. Особое значение для постановки проб­ лемы исследования имеют работы В. И. Хо­ лодного и В. Н. Катасонова. В них прозву­ чала мысль о метарациональном духе бого­ словия А. С. Хомякова и экзистенциаль­ ных истоках его творчества. Так, В. И. Хо­ лодный пишет о том, что в «жизнетвор- честве А. С. Хомякова рационализм и иррационализм рассматриваются в качест­ ве отчужденных частных разновидностей понимания, над которыми возвышается соборная феноменология как целостная философия»14. «Соборную феноменологию,- продол­ жает Холодный,- как иррациональный уровень универсального понимания, мож­ но признать совершенной синкретической философией, которая потенциально со­ держит в себе рационалистический и эм­ пирический уровни понимания. Синк­ ретический, соборно-феноменологический универсализм невозможно адекватно вы­ разить сугубо рационалистическими по­ нятиями» !\ В. Н. Катасонов в своих работах под­ нимает тему «христианского экзистенциа­ лизма» А. С. Хомякова, рассматривая его на всех уровнях творчества: богословском, историософском, культурологическом1б. Наряду с этим, экзистенциальный по­ ворот в изучении богословского наследия А. С. Хомякова готовился и в рамках лите­ ратуроведческого дискурса в работах таких исследователей, как Б. Ф. Егоров, В. А. Ко­ шелев, В. П. Океанский идр. По нашему мнению, религиозно-фило­ софский анализ экзистенциальных истоков и основ богословствования А. С. Хомякова способствует более полному пониманию мотивов его богословского творчества, оп­ ределению своеобразия его богословских построений. Экзистенциальный подход поз­ воляет рассматривать богословие А. С. Хо­ мякова на всех его уровнях: в плане жиз­ ненного подвига веры и любви, особен­ ностей богословского опыта, концепции теологического знания и религиозности поэтических образов-идей; позволяет от­ крывать возможности целостного прочте­ ния и восприятия богословского учения А. С. Хомякова как в контексте святооте­ ческой богословской традиции, так и в контексте жизненного «исповедания ве­ ры», экзистенциальных богословских ис­ каний, особенно характерных для русских религиозных мыслителей второй полови­ ныXIX в. N. N. Mihailukova HISTORICALEVOLUTIONOF ESTIMATIONS OF KHOMYKOV’STHEOLOGICALHERITAGE The article gives the modem conception of the spiritual heritage ofA.S. Khomyakov. This heritage is provided in his personal fundamental theological and moral ideas. Khomyakov’s theology and religious philosophy are given in the context of Russian philosophical an Slavophi traditions. An attempt is made to reconstruct the historic evolution of estimations of Khomyakov’s theological heritage. Примечание 1См.: ТиллихП. Систематическая теология: В2т. М.; СПб., 2000. Т. 1. С. 310. 2ФлоровскийГ., прот. Догмат иистория. М., 1998. С. 381. 3См.: Илларион (Алфеев), еп. Православное богословие нарубеже эпох. Киев, 2002. С. 465. 4ХомяковА. С. Полное собрание сочинений: В8т. 3-е изд. М., 1904. Т. 8. С. 281-282. 5Онже. Полное собрание сочинений: В8 т. М., 1900. Т. 8. С. 356. 6СамаринЮ. Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений А. С. Хомякова // Хомяков А. С. Поли. собр. соч.: В 4 т. Прага, 1867. Т. 2; Иванцов-Платонов А. М. О богослов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=