Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого благодаря работам западных теологов, в первую очередь Э. Зуттнера иО’Лири. Однако на новаторское своеобразие идей А. С. Хомякова указывал в свое время прот. Г. Флоровский. «Создается впечатле ние,- замечает он,- что А. С. Хомяков “ро дился”, а не “стал”». Он подчеркивал: «Не нужно преувеличивать ровность и спокой ствие духовного темперамента Хомякова. Во всяком случае, Хомяков был прирож денный диалектик. Его мысль развивается и даже впервые становится всегда именно в разговоре, в споре ли, или в наставлении, но всегда в каком-то обмене и размене - ю мнении» . В. М. Лурье выделяет ряд этапов в бо гословском развитии А, С. Хомякова. Первый этап (1836-1846) характери зуется постановкой богословской пробле мы и выбором пути ее решения К этому времени относятся такие работы А. С. Хо мякова, как «Несколько слов о философи ческом письме» (письмо к госпоже Н.) (1836); Письма к Пальмеру: П. 1 (1844), П. 2 (1845), П. 3 (1846), а также фрагмент, во шедший впоследствии в «Семирамиду»,- «Место, принадлежащее христианству в ис торическом развитии мира» (1846). Основ ной богословской проблемой этого периода является проблема обоснования единства Церкви через идею вечной истины и абсо лютного откровения христианской веры. Второй этап (1846-1853) связан с сис тематизацией экклезиологического учения. В этот период А. С. Хомяков пишет такие богословские сочинения, как «Церковь од на» (1846); «Несколько слов православного христианина о западных, вероисповеда ниях. По поводу брошюры г. Лоранси» (1852); FV-X Письма к Пальмеру (1847- 1852). Учение А. С. Хомякова о Церкви предстает здесь как «пневматологическая» экклезиология, т. е. Церковь понимается им преимущественно как полнота Духа Свято го. Вместе с тем христологический аспект, т. е. понимание Церкви как тела Христова, выявлен довольно слабо, имеет сущест венные отклонения от православной дог матики. Эти отклонения обусловлены тем, что А. С. Хомяков, принимая тезис о при родной ограниченности твари, отказывает отдельному человеку в причастности к Телу Христову. По А. С. Хомякову, отдельная личность не может быть сотелесна Христу и обладать всей полнотой Богочеловече ской соборности. Это явно противоречит православному догмату о том, что всякий христианин обладает Богочеловеческой соборностью. Третий этап (1855) представляет со бой попытку догматического синтеза. В это время А. С. Хомяков пишет вторую статью «Несколько слов православного христиа нина...», в которой пытается соединить экклезиологию и христологию на нравст венной основе. Комментируя эту попыт ку, В. М. Лурье замечает, что христология А. С. Хомякова «лишена даже внешнего сходства с церковным учением», считая, что она анализируется А. С. Хомяковым в рамках французского морализма или не мецкого идеализма. По мнению В. М. Лу рье, для А. С. Хомякова исходным оказы вается понятие личности, а не понятие Бога. Это - попытка самообожествления человека под видом христианской догма тики. На наш взгляд, столь гиперкритиче- ская оценка христологии А. С. Хомякова вряд ли правомерна. Ведь А. С. Хомяков не только не обожествлял личность, но, напротив, отказывал ей в обожении. Дру гое дело, что богословствование А. С. Хо мякова носит преимущественно нравствен ный характер, подменяя догматы нравствен ными оценками. Это особенно ярко проявляется в по следний, четвертый, период (1857-1860), в рамках которого этика у А. С. Хомякова заострена против аскетики. Об этом можно судить на основании сочинений, написан ных в этот период: третьей статьи «Не сколько слов православного христиани на...» (1858), Писем к Аксаковым (1858— 1860), Письма к Г. Бунзену (1860) идр. В целом данный период характеризу ется развитием богословских идей в плане концептуализации представлений о харак тере христианской жизни, причем не столько со стороны ее аскетического, сколько со стороны этического содержа ния. Комментируя этот момент, В. М. Лу рье замечает, что своим опытом А. С. Хо мяков лишний раз показал, что «нельзя сохранить чистоту догмата при отрицании его наиболее естественного и исконного вы ражения - святоотеческой догматики»11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=