Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ФИЛОСОФИЯ № 3, 2005 в записке «О современном положении пра­ вославной церкви» (1912), подготовленной группой видных церковных деятелей для правительственных кругов, отмечалось, что «восстановление соборных начал в деятельности церкви должно сопровож­ даться укреплением уз любви между ее чадами». Таким образом, идея церковной реформы, ставшая чрезвычайно влиятель­ ной в православных кругах начала XX в., оказалась весьма созвучной хомяковской идее соборности и преодоления разрыва между клиром и мирянами. Весьма вероят­ но, что если бы на Россию не обрушились революционные потрясения, то новатор­ ское богословие А. С. Хомякова могло бы стать одним из живых источников обнов­ ления Русской Православной Церкви и сво­ боды богословской мысли в России. После революции исследование богос­ ловского творчества А. С. Хомякова пере­ местилось к русскому зарубежью. Сущест­ венный вклад в изучение богословского наследия А. С. Хомякова, его значения в но­ вых исторических условиях внесли такие мыслители, как Н. А. Бердяев, В. В. Зень- ковский, Г. В. Флоровский, Н. С. Арсеньев, Л. П. Карсавин и др. Так, В. В. Зеньков- ский в своей «Истории русской филосо­ фии» утверждает, что А. С. Хомяков был родоначальником «христианской филосо­ фии» в России, причем основополагающим принципом его философии явилось «живое чувство Церкви». «Основная тема Хомяко­ ва,- замечает В. В. Зеньковский,- была в том, чтобы извлечь из идеи Церкви (в православном ее понимании) основы философии и всей культуры». Христиан­ ская философия А. С. Хомякова выступает, по мысли В. В. Зеньковского, своего рода «экклезиологией культуры». Наиболее цельные и глубокие оценки богословского творчества А. С. Хомякова встречаются у прот. Г. Флоровского в его работе «Пути русского богословия». Со­ гласно Флоровскому, подлинная ценность и значимость богословских идей А. С. Хо­ мякова заключается не столько в новизне содержания, сколько в новизне метода, в опытном богопознании. А. С. Хомяков исходит из внутреннего опыта Церкви; он описывает реальность Церкви «как она от­ крывается изнутри, через опыт жизни в ней». Прот. Г. Флоровский был одним из первых, обративших внимание на экзи­ стенциальные истоки богословского твор­ чества А. С. Хомякова. Во второй половине XX в. богослов­ ские идеи А. С. Хомякова становятся предметом пристального внимания и ис­ следования западных теологов (преимуще­ ственно католических), прежде всего в об­ ласти экклезиологии (учении о Церкви). Особенно большой вклад в изучение бого­ словского наследия А. С. Хомякова внес­ ли такие исследователи, как Ив Конгар, А. Грангье, Э. Зуттнер, О’Лири, К. Онаш идр. 9. Характер этих исследований связан с выявлением тончайших догматико-кон­ фессиональных деталей экклезиологии A. С. Хомякова в ее соотношении с хрис- тологическими и сотериологическими ас­ пектами его учения. В целом этот этап в исследовании богословия А. С. Хомяко­ ва можно назвать сврего рода «догматиче­ ской сверкой» его учения с православной доктриной. Общий вывод, сделанный западными исследователями, заключается в признании в лице А. С. Хомякова самостоятельного и самобытного богослова, предвосхитив­ шего целый ряд богословских проблем не только в православном, но и в общехри­ стианском контексте и во многом стиму­ лировавшем богословскую мысль Запада. Отечественные исследования богос­ ловского наследия А. С. Хомякова возоб­ новляются с начала 90-х гг. XX в. В 1994 г. выходит том богословских трудов А. С. Хо­ мякова, весьма обстоятельные коммен­ тарии к которому были подготовлены B. М. Лурье. Эти комментарии послужили материалом для его статьи «Догматические представления А. С. Хомякова: очерк ста­ новления и развития» (1994), в которой В. М. Лурье фактически продолжает за­ падную традицию «догматической сверки» богословских идей А. С. Хомякова в хро­ нологическом контексте эволюции его бо­ гословских взглядов. Следует отметить, что диахрониче­ ский метод является новым словом в ис­ следовании богословия А. С. Хомякова. Осознание того, что А. С. Хомяков был новатором в своем понимании догматов, стало приходить лишь в последнее время

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=