Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ФИЛОСОФИЯ № 3, 2005 в записке «О современном положении пра вославной церкви» (1912), подготовленной группой видных церковных деятелей для правительственных кругов, отмечалось, что «восстановление соборных начал в деятельности церкви должно сопровож даться укреплением уз любви между ее чадами». Таким образом, идея церковной реформы, ставшая чрезвычайно влиятель ной в православных кругах начала XX в., оказалась весьма созвучной хомяковской идее соборности и преодоления разрыва между клиром и мирянами. Весьма вероят но, что если бы на Россию не обрушились революционные потрясения, то новатор ское богословие А. С. Хомякова могло бы стать одним из живых источников обнов ления Русской Православной Церкви и сво боды богословской мысли в России. После революции исследование богос ловского творчества А. С. Хомякова пере местилось к русскому зарубежью. Сущест венный вклад в изучение богословского наследия А. С. Хомякова, его значения в но вых исторических условиях внесли такие мыслители, как Н. А. Бердяев, В. В. Зень- ковский, Г. В. Флоровский, Н. С. Арсеньев, Л. П. Карсавин и др. Так, В. В. Зеньков- ский в своей «Истории русской филосо фии» утверждает, что А. С. Хомяков был родоначальником «христианской филосо фии» в России, причем основополагающим принципом его философии явилось «живое чувство Церкви». «Основная тема Хомяко ва,- замечает В. В. Зеньковский,- была в том, чтобы извлечь из идеи Церкви (в православном ее понимании) основы философии и всей культуры». Христиан ская философия А. С. Хомякова выступает, по мысли В. В. Зеньковского, своего рода «экклезиологией культуры». Наиболее цельные и глубокие оценки богословского творчества А. С. Хомякова встречаются у прот. Г. Флоровского в его работе «Пути русского богословия». Со гласно Флоровскому, подлинная ценность и значимость богословских идей А. С. Хо мякова заключается не столько в новизне содержания, сколько в новизне метода, в опытном богопознании. А. С. Хомяков исходит из внутреннего опыта Церкви; он описывает реальность Церкви «как она от крывается изнутри, через опыт жизни в ней». Прот. Г. Флоровский был одним из первых, обративших внимание на экзи стенциальные истоки богословского твор чества А. С. Хомякова. Во второй половине XX в. богослов ские идеи А. С. Хомякова становятся предметом пристального внимания и ис следования западных теологов (преимуще ственно католических), прежде всего в об ласти экклезиологии (учении о Церкви). Особенно большой вклад в изучение бого словского наследия А. С. Хомякова внес ли такие исследователи, как Ив Конгар, А. Грангье, Э. Зуттнер, О’Лири, К. Онаш идр. 9. Характер этих исследований связан с выявлением тончайших догматико-кон фессиональных деталей экклезиологии A. С. Хомякова в ее соотношении с хрис- тологическими и сотериологическими ас пектами его учения. В целом этот этап в исследовании богословия А. С. Хомяко ва можно назвать сврего рода «догматиче ской сверкой» его учения с православной доктриной. Общий вывод, сделанный западными исследователями, заключается в признании в лице А. С. Хомякова самостоятельного и самобытного богослова, предвосхитив шего целый ряд богословских проблем не только в православном, но и в общехри стианском контексте и во многом стиму лировавшем богословскую мысль Запада. Отечественные исследования богос ловского наследия А. С. Хомякова возоб новляются с начала 90-х гг. XX в. В 1994 г. выходит том богословских трудов А. С. Хо мякова, весьма обстоятельные коммен тарии к которому были подготовлены B. М. Лурье. Эти комментарии послужили материалом для его статьи «Догматические представления А. С. Хомякова: очерк ста новления и развития» (1994), в которой В. М. Лурье фактически продолжает за падную традицию «догматической сверки» богословских идей А. С. Хомякова в хро нологическом контексте эволюции его бо гословских взглядов. Следует отметить, что диахрониче ский метод является новым словом в ис следовании богословия А. С. Хомякова. Осознание того, что А. С. Хомяков был новатором в своем понимании догматов, стало приходить лишь в последнее время
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=