Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3,2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Исповедания Веры или, лучше сказать, введения в исповедание. Оно содержит от­ вет на обвинения, делаемые Православию, и указания на его характер, в противопо­ ложности с характером Запада...»4. Богословское творчество А. С. Хомя­ кова стало предметом исследований и кри­ тических оценок с самого начала опубли­ кования его богословских сочинений. При этом главным при рассмотрении его бого­ словских взглядов стал вопрос об их кон­ фессиональной идентификации, степени их православное™. Сам А. С. Хомяков в пол­ ной мере отдавал отчет в новаторстве и оригинальности своих богословских идей, изложенных в его работе «Церковь одна», и был в определенной степени удивлен мягкостью оценок со стороны официально­ го церковного богословия России: «Многие, предубежденные ходячими формулами, думали, что духовные меня осудят чуть ли не на костер; а на поверку вышло, что все те, которые прочли, согласились, что оно вполне православно и только к тиснению неудобно или сомнительно»5. Однако последующие оценки критиков и исследователей оказались весьма неодно­ значны: от признания его «учителем Церк­ ви» и выразителем подлинного «апостоль­ ского и святоотеческого духа богословст- вования» (Ю. Ф. Самарин, А. М. Иванцов- Платонов, Н. П. Барсов) 6 до обвинения в протестантском и даже католическом уклоне (А. В. Горский, В. Ф. Певницкий) '. Первоначальное восприятие богослов­ ских идей А. С. Хомякова в официальных академических кругах было весьма критич­ ным и даже обличительным. Общий вер­ дикт, вынесенный богословию А. С. Хо­ мякова, сводится к тому, что «нужно отрешиться совсем от наших понятий о Церкви, чтобы стать на точку зрения Хо­ мякова» (П. С. Казанский)8. Принципиально важное значение в плане пересмотра отношения представите­ лей русской православной Церкви к бого­ словскому учению А. С. Хомякова имели статья профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Н. И. Барсова «Новый метод в богословии» (1869), а также не­ оконченная работа прот. А. М. Иванцова- Платонова «Несколько слов о богослов­ ских сочинениях А. С. Хомякова» (1869). Н. И. Барсов высоко оценивает применяе­ мый А. С. Хомяковым «философский ме­ тод» в богословских исследованиях, пред­ полагающий целостное историческое изуче­ ние религиозных явлений. В свою очередь, А. М. Иванцов-Платонов характеризует богословские сочинения А. С. Хомякова как «наиболее полное выражение широкой православной мысли». Однако данные оценки не являлись выражением официальной позиции Церк­ ви. В определении Святейшего Синода от 1879 г., разрешающего к изданию и обра­ щению в России богословских сочинений А. С. Хомякова, тем не менее подчеркива­ лось, что в них встречаются многочислен­ ные неточности, искажающие дух право­ славного богословия. Синод полагал, что эти ошибки произошли «от неполучения автором специального богословского об­ разования». К концу XIX - началу XX в. в духов­ но-академической среде все более утвер­ ждаются позитивные оценки богословско­ го наследия А. С. Хомякова, его роли в становлении «православно-научной экк- лезиологии» (прот. Е. П. Аквилонов). Осо­ бенно высокую оценку получает аполо­ гетическая функция богословствования А. С. Хомякова, позволяющая ему стоять на самом высоком уровне современных философских и научных идей. Вместе с тем критической мишенью для церковных богословов продолжает ос­ таваться недооценка А. С. Хомяковым «значения церковной иерархии». Однако этот недостаток не может поколебать глав­ ного вывода о том, что целью богослов­ ских построений А. С. Хомякова было «оправдание православной веры». Таким образом, первый период (60-е гг. XIX в. - конец XIX в.) исследования бого­ словского наследия А. С. Хомякова в плане определения его православной позиции за­ вершается в целомдостаточно позитивно. В начале XX в. богословские идеи А. С. Хомякова получают неожиданную ак­ туальность, являясь не только предметом научного осмысления, но и руководящими установками при обосновании программы церковных реформ. В центре внимания в это время оказываются идеи соборности и активности мирян в церковной жизни. Так,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=