Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ФИЛОСОФИЯ № 3, 2005 Н. Н. Михайлюкова ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ОЦЕНОК БОГОСЛОВСКОГО НАСЛЕДИЯ А. С. ХОМЯКОВА В статье дается современное прочтение и понимание смысла духовного насле­ дия А. С. Хомякова, представленного, прежде всего, в его богословских и нравст­ венно-философских идеях, проникнутых глубоким жизненным и личностным смыслом. Богословское и религиозно-философское творчество А. С. Хомякова, рассмат­ ривается здесь в контексте религиозной традиции русской философии и идей сла­ вянофильства. Кроме того, предпринимается попытка реконструировать историче­ скую эволюцию оценок богословского наследия А. С. Хомякова. 200-летний юбилей А. С. Хомякова привлек широкое общественное внимание к личности и духовному наследию выдаю­ щегося отечественного мыслителя и поэта. В современной ситуации интерес вызыва­ ют практически все аспекты творческого наследия А. С. Хомякова: славянофильская публицистика, историософия, богослов­ ское учение, религиозная философия, по­ эзия и драматургия. Однако особенность времени состоит в том, чтобы оценить ду­ ховное наследие А. С. Хомякова «сквозь призму личности, подвига веры и любви». Именно в личности А. С. Хомякова с осо­ бой силой выразилась духовная и виталь­ ная мотивация творческого процесса, свя­ занная с заботой о судьбе России, жизнен­ ным познанием истины, целостным духов­ ным постижением тайны бытия; потребность внутреннего совершенствования и преобра­ жения. Все это определяет экзистенциаль­ ный срез духовного творчества А. С. Хо­ мякова, в наибольшей степени заявивший о себе в его богословских исканиях и по­ строениях. Поэтому понимание и прочте­ ние творческого наследия А. С. Хомякова сегодня немыслимо без обращения к его религиозному опыту, возросшему на почве его душевных и жизненных переживаний и настроений, доминирующими из кото­ рых являлись переживания веры, любви, счастья, смерти. Выявление экзистенциальных истоков и начал богословского творчества А. С. Хо­ мякова способствует более точному опре­ делению характера эволюции его бого­ словских взглядов, их своеобразия. Экзистенциальный подход получает сегодня все большее признание как в хри­ стианской теологии в целом, так и в свято­ отеческой богословской традиции. По сло­ вам известного немецкого теолога П. Тил­ лиха, заслуга экзистенциализма в том, что он приблизил к Церкви неверующих, пре­ жде всего, не верующих в самих себя, за­ ставил их оценивать свою жизнь в катего­ риях греха, вины, отчаяния. В этом смысле экзистенциализм выказывает себя «естест­ венным союзником христианства»1. «Любое богословское утверждение,- подчеркивает прот. Г. Флоровский,- тесно связано с жизнью во Христе... Экзистен­ циальные корни святоотеческого богосло­ вия - в твердом исповедании веры...»2. Не удивительно поэтому, что современ­ ные православные богословы говорят о не­ обходимости «воцерковления» экзистенциа­ лизма, подобно том)' как в III-IV вв. была воцерковлена греческими отцами Церкви античная философия 3. В этом отношении богословское учение А. С. Хомякова может служить ярким примером экзистенциального творчества, способствующего возвращению богословских знаний в реальный жизненный мир современного человека, в духовную культуру современного общества. Экзистенциальные истоки своего твор­ чества А. С. Хомяков сумел выразить в пись­ мах, исповедальность которых позволяет по­ нять причины и мотивы его религиозных ис­ каний. Однако и его богословские сочинения явились своего рода«исповеданием веры». «...Теперь пишу другое, для кого? Не знаю, хотя очень знаю, для чего. Это вроде

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=