Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3,2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого В этой точке последовательно рацио нальная аргументация абсолютности мо рали, достигая логического апогея, обра щается, по сути, в свою противополож ность, а именно в этическую критику разума. Рациональная апология человече ской нравственности переходит в оправ дание разума перед лицом абсолютной и самозаконодательствующей природы мо рали. Так, всецело разделяемая Л. Н. Тол стым кантовская убежденность в необхо димом наличии абсолютной морали, не требующей дополнительного санкциони рования со стороны познающего разума, оказывается подлинным основанием кар динальной переоценки статуса последне го. Именно в своем стремлении макси мально последовательно обосновать ав тономную природу человеческой нравст венности наш разум неизбежно обна руживает свои собственные пределы. В ре зультате предпринятая Кантом всеобъем лющая рациональная критика морали окончательно превращается у Л. Н. Толс того в критику и оправдание разума с по зиций абсолютной морали. И в этом наи более наглядно проявляются мужество и честность Л. Н. Толстого как мыслителя, который «когда нужно было... не боялся и сам разум привлекать к суду» 39, Следуя за Кантом, Л. Н. Толстой фак тически отождествляет основание мораль ного закона с его формой через сведение их к всеобщности и безусловной обяза тельности закона, тем самым доказывая, что человеческий разум существенно огра ничен. Он - не фундамент, а только про водник морального закона. Тем самым русский мыслитель ставит человеческий разум если не под прямой, то под опосред ствованный категорией «истинной жизни» контроль абсолютной морали, полагая, что его существование и функционирование может быть оправдано только его этиче ской («практической»), а не гносеологиче ской применимостью. Это означает, что разум, по сути, утрачивая исключитель ность статуса незаменимого инструмента познания, приобретает свобод)' морального действия и самые широкие критические полномочия по отношению к эмпириче ской реальности в целом. То есть в итоге, столкнувшись с невозможностью последо вательно рационального объяснения чело веческой нравственности, JI. Н. Толстой фактически признает, что мораль не уме щается в границах познающего (контро лирующего) разума, у нее - свой разум, благодаря которому человек способен, осознавая собственную онтологическую ограниченность и нравственное несовер шенство, действовать так, будто он явля ется носителем универсального начала, всецело подчиняющего его эмпирическое бытие абсолютной причинности - всеоб щему моральному закону. Эта моральная интерпретация разума разворачивается у Л. Н. Толстого до подлинных масштабов этико-эпистемологического, и отчасти онтологического, переосмысления самой сущности и целей человеческой рациональ ности, в контексте которого познава тельная функция разума утрачивает свою абсолютную ценность, а этика обретает, наконец, независимость от гносеологии. Итак, во многом благодаря Канту Л. Н. Толстой приходит к ясному осозна нию жизненно-практической необходимо сти ограничить полномочия разума един ственно оправданной для него сферой применения, а именно созданием условий нравственного возвышения человека, глав ным из которых является способность по рождать «добрую волю самое по себе». По добная позиция, однако, отнюдь не тож дественна иррационализму, отрицающему саму разумность человеческих поступков как таковую. Напротив, подобной «этиче ской» конкретизацией сущностной функ ции разума его позиции не только ничуть не подрываются, но и значительно упро чиваются, поскольку разум обретает тем самым высшую (нравственную) оправдан ность и подлинную позитивность в качест ве незаменимого компаса, который указы вает человеку путь к обретению смысла его конечной и несовершенной жизни пе ред лицом бесконечности Божественного бытия и его абсолютного совершенства. Между тем разум, будучи надежным поводырем, не в состоянии сам, без посто ронней помощи, проложить тот путь, по которому ему надлежит вести человека. Иными словами, инициируя и направляя нашу мысль в поисках духовно-нравст венной истины, он не может открыть эту
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=