Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ФИЛОСОФИЯ № 3, 2005 ской жизни», однако надежда на прочное счастье мыслителем не ставится в зависи мость от достижения результата, т. е. обре тения высшего блага во всей его полноте, ибо человек, неоднократно подчеркивает он, обретает настоящее счастье уже дви гаясь в верном направлении. К тому же о «пределах» человеческой жизни приме нительно к позиции JI. Н. Толстого можно говорить лишь весьма условно, поскольку «истинная жизнь» не имеет, в его предс тавлении, ни начала, ни конца, она прос то «есть», тем самым представляя собой свободное от всего эмпирического, чисто умозрительное пространство реализации нравственных обязанностей человека, т. е. собственно область применения «практи ческого разума», наличием коей перед людьми открываются неограниченные воз можности духовно-нравственного само усовершенствования. Таким образом, между кантовским итолстовским рационализмом обнару живается ►очевидная преемственность. JI. Н. Толстой очень чутко улавливает в отвлеченно-рассудочном философствова нии Канта не только стремление преодо леть объективную ограниченность теоре тических возможностей разума посредст вом «практического» его применения, но и скрытую, не получившую надлежащего развития попытку свести подлинную функцию разума исключительно к тому, чтобы сделать волю человека доброй. Если разум, с точки зрения Канта, с необходи мостью обнаруживает, что он, по сути, не состоятелен как инструмент теоретического познания, поскольку, отрываясь от почвы опыта, неизбежно ведет к антиномиям, то вполне логичным было бы предположить следующее: остается только одна сфера, в которой творчески-созидательный потен циал «разумной рациональности» оказался бы полностью и органично востребован ираскрыт,- сфера морального сознания и нравственной деятельности людей. Именно здесь «практический разум», приходя в не посредственное соприкосновение с чело веческой волей, интеллектуализирует по следнюю вплоть до полного самоотож- дествления с ней и тем самым превращает ее в «добрую волю», которая в итоге вы ступает как важнейшая способность че ловека поступать согласно представлению о высшем моральном законе, априорно присутствующем в его разуме. Подобное убеждение Канта, устанавливающее ис ключительную принадлежность нравст венно ориентированной воли разумным существам, составляет квинтэссенцию его «метафизики нравственности», благодаря че му оно остается в русле этического рациона лизма. И именно эта ключевая кантовская идея фактической тождественности «доброй воли» «практическому разуму» в соединении с принципиальным утверждением автоно мии воли оказывает решающее влияние на форму и характер этического рационализма JI. Н. Толстого, получая дальнейшее развитие в рамках -егонравственного учения. Иначе говоря, Л. Н. Толстой оказывается прямым продолжателем кантовской традиции абсо лютизации морали через установление ра ционально обусловленной всеобщности нрав ственного закона. При этом убежденность Л. Н. Толстого в абсолютности морали столь глубока и самоочевидна, что его, наверное, искренне удивила бы просьба предоставить какие- либо дополнительные доказательства сво ей уверенности. И здесь Л. Н. Толстой ока зывается намного ближе к Канту, чем сам он мог предположить даже в период своего наиболее глубокого увлечения идеями ве ликого немецкого философа. Проявляя се бя как человек, которому изначально и до подлинно известно, что человеческая нравственность абсолютна, ибо допущение противного попросту лишает ее какого бы то ни было смысла, Л. Н. Толстой совер шенно соглашается с Кантом в том, что «закон, если он должен иметь силу мо рального закона, то есть быть основой обя зательности, непременно содержит в себе абсолютную необходимость...» 37. Это оз начает, как остроумно замечает А. А. Гу сейнов, что поскольку «тайна абсолютно сти морали заключена во всеобщности морального закона», то «абсолютное и 38 есть мораль» . Но абсолютное, по самому своему определению, не может иметь ника ких иных оснований, кроме тех, которые наличествуют в нем самом, следовательно, признание за моральным законом абсолют ного статуса полностью снимает необхо димость егорационального обоснования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=