Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого основных формулировок категорического императива Л. Н. Толстой избирает именно ту, содержательная импликация которой наиболее отчетливо свидетельствует о сво боде и нравственном равноправии людей, в одинаковой мере и без всяких исключе ний подчиненных единому моральному за кону. Тем самым мыслитель, однозначно подчеркивая, что нравственную состоя тельность человеческий поступок приоб ретает только в качестве индивидуально свободного акта доброй воли, объектив но развивает кантовское представление о свободе как о возможности делать то, что считаешь должным, независимо от внеш них условий. Подобная самодетерминация, или ав тономия, в кантовском ее понимании при обретает у Л. Н. Толстого особое значение, ибо позволяет наиболее удачно, с его точ ки зрения, преодолеть дилемму рациональ ности и свободы через обоснование « сво бодной зависимости», чем, по сути, и задаются все необходимые человеку нрав ственные цели, равно как и оптимальные способы их жизненно-практической реали зации. В сущности, эта ключевая комбина ция независимости и зависимости как «не гативной» и «позитивной» свободы (т. е. абсолютной независимости нравственного поступка от любых внешних причин и его исключительно внутренней обусловлен ности моральным законом), составляю щая основу кантовской концепции автоно мии, становится той определяющей ра ционально-этической конструкцией, кото рую почти без изменений воспроизводит Л. Н. Толстой в рамках своей нравственной философии. Кантовская идея о «самоза- конности» человеческой воли, определяю щей свободу человека как разумного суще ства и выступающей в форме «разумной воли», становится и для Л. Н. Толстого «несущей опорой» грандиозного здания человеческой нравственности. Именно Кант помогает Л. Н. Толстому окончатель но утвердиться в мысли о том, что челове ка следует рассматривать как разумного и, следовательно, свободного субъекта, спо собного, неизменно сохраняя свою авто номию, сознательно подчиняться требова ниям «практического» разума; именно Кант подводит его к отчетливому' осозна нию того, что единственно подлинной ос новой нравственных обязанностей челове ка может служить лишь «понятие о законе, несомненно разумном и по внутреннему сознанию обязательном для всех...»11. Од нако если у Канта это неизбежно «влечет за собой метафизически экстравагантную трактовку субъекта, который мыслится как «всеобщий законодатель», не завися щий ни от каких сдерживающих социаль ных факторов, как некий монстр своево лия» , то Л. Н. Толстой все же избегает столь далеко идущих выводов относитель но субъекта морали: категорически эман сипируя человека из-под гнета обществен но-исторической детерминированности его поведения, мыслитель сохраняет обуслов ленность его поступков более высоким причинным рядом, в основе которого ле жит наша способность к установлению со гласного с разумом «отношения... к вечной жизни и к Богу», отношения, составляю щего внутренний стержень «сознания сво его назначения» и нормативно выражаю щегося как «закон самоотречения»34 Этот подчеркнутый толстовский анти эвдемонизм восходит непосредственно к этике стоиков. «Добродетели довольно, что бы быть счастливым...» 35, - сквозь призму данного стоического тезиса русский мыс литель неизменно рассматривает соотно шение добродетели и счастья, в силу чего сформулированная Кантом «антиномия практического разума» вряд ли могла воз никнуть в сознании JI. Н. Толстого. И если Кант делает попытку восстановить отсут ствующее в эмпирической жизни необхо димое соответствие между моральным (добродетельным) образом действий чело века и обретением им счастья посредством введения понятия «высшего блага», кото рое может быть в полной мере реализовано только в потустороннем «умопостигаемом мире», то JI. Н. Толстой, в отличие от сво его великого предшественника, не благо выносит за скобки человеческой жизни, а саму жизнь «раздвигает» до пределов высшего блага, утверждая «несомненную неконечность жизни и ее блага»зб. Исходя из этого, доказываетЛ. Н. Толстой, высшее благо, которое конкретизируется им в по нятии «Царство Божие», принципиально достижимо в рамках «истинной человече
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=