Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

Б ы СШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ГРАНИ И АСПЕКТЫ А. П. Плотников РАЗВИТИЕ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ - ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ t С начала 90-х годов XX в. государство стало уходить от прямого управления высши­ ми учебными заведениями, которое существовало в течение длительного периода. Влия­ ние государства на управление высшей школой начало сводиться к постановке общих целей, а не к процедуре детализированного управления высшим профессиональным обра­ зованием. Вузы получили больше автономии, но стали более подотчетными. Причем с течением времени перечень отчетных параметров и направлений деятельности сущест­ венно расширяется и корректируется. Совершенствуются и методики проверки и контро­ ля деятельности высших учебных заведений со стороны федеральных структур. Все это является предпосылкой к развитию внутривузовских систем управления качеством обра­ зования, которые, как показывает опыт, каждый вуз формирует самостоятельно. Государственная система контроля качества высшего профессионального образования Разработка и реализация методов оценки качества в сфере высшего образования при­ вела к созданию специальных процедур для обеспечения вузовской подотчетности Ми­ нистерству образования и науки, Федеральному агентству по образованию и Федераль­ ной службе по надзору в сфере образования и науки. В рамках указанных процедур вузы осуществляют следующее: - ежегодно представляют информацию в рамках проводимого мониторинга (опреде­ ления рейтинга) высших учебных заведений; - ежегодно представляют информацию в форме модуля аккредитационных по­ казателей; - проходят аттестацию и аккредитацию реализуемой вузом впервые профессиональ­ ной образовательной программы высшего профессионального образования в год первого выпуска специалистов; - не реже одного раза в пять лет проходят комплексную проверку своей деятельно­ сти со стороныФедеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Остановимся подробнее на структуре комплексной оценки деятельности вуза. Комплексная оценка (аттестация, аккредитация, лицензирование) деятельности обра­ зовательного учреждения - ключевой элемент государственной системы контроля каче­ ства высшего профессионального образования, которую реализует Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Цель лицензирования - установить соответствие лицензии условиям выполнения об­ разовательного процесса. При этом оцениваются следующие параметры высшего учебно­ го заведения: - предельная численность контингента обучающихся, приведенная к очной форме обучения;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=