Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ФИЛОСОФИЯ № 3, 2005 выступает как моральный субъект, обла дающий несомненным преимуществом «вневременной воли» 18, реализуемой им в царстве свободы. Тем самым ход тол стовских рассуждений ясно обнаруживает их очевидную ориентированность на кан товское понимание свободы «как свойства воли всех разумных существ», которое полностью переносит нас в «умопостигае мый порядок вещей», иначе называемый еще «умопостигаемым (интеллигибель ным) миром» 19. При этом Л. Н. Толстой, по сравнению с Кантом, существенно рас ширяет основу этой изначально автоном ной воли за счет помещения ее в недра са мой жизни, обретающей в данном кон тексте характер необходимого условия подлинной свободы человека как субъекта морали. А поскольку сконструированное Л. Н. Толстым априорное понятие жизни, бесспорно, гораздо шире того абстрактного разума, который, согласно Канту, порож дает свободу, то и выводимая из жизни свобода воли более универсальна и в то же время конкретна, хотя в некоторых своих аспектах, быть может, и не столь строго автономна, как в кантовской ее интерпре тации. В результате, непосредственно обу славливая природу человеческой свободы самой жизнью, Л. Н. Толстой приходит к окончательному убеждению в том, что на шу истиннуюжизнь удостоверяет именно «наша свобода, определяемая нравствен ными законами....» °. Однако, вполне соглашаясь с Кантом в том, что при помощи «практического ра зума» мы «не познаем ни природы нашей души, ни умопостигаемости мира, ни выс шей сущности потому, что они сами по себе», а «имеем лишь понятия о них, объе диненные в практическом понятии выс шего блага как объекта нашей воли...» 21, Л. Н. Толстой истолковывает этот кантов ский тезис весьма своеобразно. Поскольку, рассуждает он, «философия, основанная на понимании жизни, заключающемся в благе человека, никогда не будет в состоянии доказать разумному человеку, знающему, что он всякую минуту может умереть, то го, что ему хорошо и должно отказаться от своего желательного, понятого и несом ненного блага даже не для блага других, потому что он никогда не может знать, ка кие последствия будут от его жертвы, а для того только, что это должно или хорошо, что это категорический императив», то главная заслуга «гениального Канта» со стоит в том, что он прямо ставит «свою этику независимо от своей метафизики», то есть, по сути, утверждает неизбежную автономию морального закона и принци пиальный приоритет «практического разу ма» по отношению к «теоретическому» во всех спорных вопросах между ними 2 . Та ким образом, признавая важнейшим дос тижением Канта его этический априо ризм, устанавливающий исключительную автономию морали, Л. Н. Толстой стре мится окончательно утвердить безуслов ное преимущество автономной этики как наиболее адекватного способа обнаруже ния и объяснения истинной природы чело веческой нравственности. Причем в ин терпретации Л. Н. Толстого центральный для кантовской этики вопрос об автоном ности «морального закона», изначально наличествующего в сознании всех людей без исключения в качестве неизменной данности и имеющего абсолютную цен ность, принимает форму предельно про стой, самоочевидной истины, согласно ко торой ничто и никто не может помешать или помочь человеку стать добродетель ным, кроме него самого, поскольку он ра зумен, а значит, свободен. На наш взгляд, необходимо подчерк нуть, что, хотя Л. Н. Толстой далеко не столь последователен в своих выводах от носительно априорности природы мораль ных обязанностей человека, чтобы считать его этическое учение очередной разновид ностью кантианства, одно можно утвер ждать наверняка: если Л. Н. Толстой ведет речь о разуме, то имеет в виду исключи тельно его «практическую», т. е. «этиче скую» применимость; иначе говоря, разум, в интерпретации и Л. Н. Толстого и Канта, изначачъно «этичен». С. Л. Франк очень точно подметил это непосредственно вос ходящее к кантовской традиции «исклю чительно этическое направление» учения Л. Н. Толстого, проявляющееся как его не изменное «влечение рассматривать и ре шать все вопросы под углом зрения “прак тического разума”» в. Исходя из этого, выс ший безусловный закон жизни людей име
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=