Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. JI. Н. Толстого объединенное мною. Все это знание... зак лючено в одном: яживу и все, что составляет это знание, 1) не может быть познано разу мом и 2) без этого знания не может сущест вовать ниодного разумного понятия»1. Следовательно, используя кантовскую терминологию, можно сказать, что жизнь решительно выводится JI. Н. Толстым из области явлений и объективно рассмат ривается им в качестве не «феномена», а, скорее, «ноумена», т. е. с явственно зву чащими нотками агностицизма. «Времени и пространства нет,- уверяет JI. Н. Толс той,- и то и другое необходимо нам только для того, чтобы мы могли понимать пред меты» !2. Однако жизнь не принадлежит к кругу подобных, т. е. чувственно пости гаемых, явлений, ибо «истинная жизнь человеческая происходит вне пространства и времени», а потому она в основе своей принципиально непознаваема для челове ка, который может лишь сознавать ее про явление в себе как «стремление к благу, достигаемому подчинением своей личнос ти закону разума» 13. Но как при таком по ложении вещей становится возможным подчинение жизни людей некоему высше му универсальному закону, если каждый ее участник руководствуется лишь сугубо личными, субъективными восприятиями и потребностями собственного существо вания? Этот предельный вопрос становит ся для Л. Н. Толстого той центральной, экзистенциально значимой проблемой, при разрешении которой он прямо прибега ет кпомощи Канта. Исходные к тому пред посылки Л. Н. Толстой обнаруживает в кантовском разделении мира природы и мира свободы. Последнее приобретает у Л. Н. Толстого форму дихотомии ложной (телесно-чувственной) и истинной (духов но-разумной) жизни. Человеческая жизнь, разъясняет Л. Н. Толстой, представляет собой неразрывное соединение двух видов существования: одно из них - «ложное», протекает во времени и пространстве и полностью детерминировано природной необходимостью, ибо «включает в себя... существование животных и растений (ор ганизмов) и существование вещества», в котором «человек не может принимать участия», поскольку в этой сфере он не свободен; другое - «истинное», «происхо дит вне пространства и времени» и откры вает простор для реализации подлинной свободы человека, так как его «человек де лает сам», будучи в качестве разумного су щества абсолютно независим как от своей животной природы, так и от всего чувст венно воспринимаемого мира !4. Таким об разом, «сколько бы ни изучал человекжизнь видимую, осязаемую, наблюдаемую им в себе и других, жизнь, совершающуюся без его усилий,- делает вывод Л. Н. Толстой,- жизнь эта всегда останется для него тай ной; он никогда из этих наблюдений не поймет эту несознаваемую им жизнь и на блюдениями над этой таинственной, всегда скрывающейся от него в бесконечность пространства и времени жизнью никак не осветит свою истиннуюжизнь, открытую ему в его сознании и состоящую в подчи нении его совершенно особенной от всех и самой известной ему животной личности совершенно особенному и самому извест ному ему закону разума, для достижения своего совершенно особенного и самого известного ему блага » l5. В подобном контексте становится оче видным, что исходным пунктом нравст венно-философских построений и Канта, и Л. Н. Толстого оказывается поразитель но сходно трактуемое ими понятие свобо ды. Человек, вполне соглашается со своим великим предшественником Л. Н. Толстой,- это существо, которое всецело подчинено необходимости в одном отношении и по- истине свободно - в другом, и потому «нет настоящего противоречия между свобо дой и естественной необходимостью одних и тех же человеческих поступков», а лю бые разговоры о непримиримости проти воречия между необходимостью и свобо дой - всего лишь результат весьма расп ространенного заблуждения, которое, как считает Л. Н. Толстой, «происходит от сме шения личности, индивидуальности... с ра зумным сознанием» 16. «Разумный чело век,- подчеркивает Л. Н. Толстой,- не может жить только для своего тела», ибо «он знает, что он личность, а потому знает, что и другие существа - такие же лично сти, как и он, знает все то, что должно происходить от отношений этих личнос тей» 17. Отсюда следует, что только осозна вая себя в отношении к другим, человек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=