Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. JI. Н. Толстого объединенное мною. Все это знание... зак­ лючено в одном: яживу и все, что составляет это знание, 1) не может быть познано разу­ мом и 2) без этого знания не может сущест­ вовать ниодного разумного понятия»1. Следовательно, используя кантовскую терминологию, можно сказать, что жизнь решительно выводится JI. Н. Толстым из области явлений и объективно рассмат­ ривается им в качестве не «феномена», а, скорее, «ноумена», т. е. с явственно зву­ чащими нотками агностицизма. «Времени и пространства нет,- уверяет JI. Н. Толс­ той,- и то и другое необходимо нам только для того, чтобы мы могли понимать пред­ меты» !2. Однако жизнь не принадлежит к кругу подобных, т. е. чувственно пости­ гаемых, явлений, ибо «истинная жизнь человеческая происходит вне пространства и времени», а потому она в основе своей принципиально непознаваема для челове­ ка, который может лишь сознавать ее про­ явление в себе как «стремление к благу, достигаемому подчинением своей личнос­ ти закону разума» 13. Но как при таком по­ ложении вещей становится возможным подчинение жизни людей некоему высше­ му универсальному закону, если каждый ее участник руководствуется лишь сугубо личными, субъективными восприятиями и потребностями собственного существо­ вания? Этот предельный вопрос становит­ ся для Л. Н. Толстого той центральной, экзистенциально значимой проблемой, при разрешении которой он прямо прибега­ ет кпомощи Канта. Исходные к тому пред­ посылки Л. Н. Толстой обнаруживает в кантовском разделении мира природы и мира свободы. Последнее приобретает у Л. Н. Толстого форму дихотомии ложной (телесно-чувственной) и истинной (духов­ но-разумной) жизни. Человеческая жизнь, разъясняет Л. Н. Толстой, представляет собой неразрывное соединение двух видов существования: одно из них - «ложное», протекает во времени и пространстве и полностью детерминировано природной необходимостью, ибо «включает в себя... существование животных и растений (ор­ ганизмов) и существование вещества», в котором «человек не может принимать участия», поскольку в этой сфере он не свободен; другое - «истинное», «происхо­ дит вне пространства и времени» и откры­ вает простор для реализации подлинной свободы человека, так как его «человек де­ лает сам», будучи в качестве разумного су­ щества абсолютно независим как от своей животной природы, так и от всего чувст­ венно воспринимаемого мира !4. Таким об­ разом, «сколько бы ни изучал человекжизнь видимую, осязаемую, наблюдаемую им в себе и других, жизнь, совершающуюся без его усилий,- делает вывод Л. Н. Толстой,- жизнь эта всегда останется для него тай­ ной; он никогда из этих наблюдений не поймет эту несознаваемую им жизнь и на­ блюдениями над этой таинственной, всегда скрывающейся от него в бесконечность пространства и времени жизнью никак не осветит свою истиннуюжизнь, открытую ему в его сознании и состоящую в подчи­ нении его совершенно особенной от всех и самой известной ему животной личности совершенно особенному и самому извест­ ному ему закону разума, для достижения своего совершенно особенного и самого известного ему блага » l5. В подобном контексте становится оче­ видным, что исходным пунктом нравст­ венно-философских построений и Канта, и Л. Н. Толстого оказывается поразитель­ но сходно трактуемое ими понятие свобо­ ды. Человек, вполне соглашается со своим великим предшественником Л. Н. Толстой,- это существо, которое всецело подчинено необходимости в одном отношении и по- истине свободно - в другом, и потому «нет настоящего противоречия между свобо­ дой и естественной необходимостью одних и тех же человеческих поступков», а лю­ бые разговоры о непримиримости проти­ воречия между необходимостью и свобо­ дой - всего лишь результат весьма расп­ ространенного заблуждения, которое, как считает Л. Н. Толстой, «происходит от сме­ шения личности, индивидуальности... с ра­ зумным сознанием» 16. «Разумный чело­ век,- подчеркивает Л. Н. Толстой,- не может жить только для своего тела», ибо «он знает, что он личность, а потому знает, что и другие существа - такие же лично­ сти, как и он, знает все то, что должно происходить от отношений этих личнос­ тей» 17. Отсюда следует, что только осозна­ вая себя в отношении к другим, человек

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=