Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ФИЛОСОФИЯ № 3, 2005 ператива и реализующегося посредством механизма долженствования. (Правда, есть и еще один, четвертый, блок проблем, свя занных с сопоставлением кантовского и толстовского понимания соотношения мо рали и религии, но он выходит за пределы непосредственной проблематики заявлен ной нами темы.) Сам JI. Н. Толстой определяет в из вестном письме к Н. Н. Страхову круг сформулированных выше вопросов сле дующим образом: суть «основного поло жения, к которому пришел Кант...», сос тоит в признании того, что «наша свобода, определяемая нравственными законами, иесть вещь сама в себе (т. е. сама жизнь)...», а потому усматривать «всю заслугу» Канта только в «Критике чистого разума», как и поступает большинство представителей послекантовской философии, значит пол ностью уподобиться человеку, который «не видит совсем храма, который построен на расчищенном месте, а видиг только рас чищенное место, весьма удобное для гим настических упражнений» 6. Таким обра зом, предпринятое Кантом критическое исследование «чистого разума» JT. Н. Толс той продолжает считать бесполезным отв леченно-теоретическим, нарочито спекуля тивным философствованием, т. е. «празд ной игрой ума» . Но, несмотря ни на что, полагает Л. Н. Толстой, у Канта все же «остается одна, но зато громадная заслуга: условность времени. Эго велико. Чувству ешь, как бы ты был далеко позади, если бы благодаря Канту не понимал этого» 8. Востальном же эпистемологические проб лемы, в сущности, мало занимали Л. Н. Толс того, что зачастую исследователи его фило софского творчества относили исключи тельно на счет слабой осведомленности русского мыслителя в вопросах гносеоло гии. Так, например, Е. И. Рачин весьма проницательно замечает: «Однако в этом можно увидеть и силу Толстого-мысли- теля: он пришел сразу к конечной цели кантовской философии - к учению о прак тической применимости теории познания к жизни. Интуитивно Толстой отбрасывал средства, не ведущие к главной цели - к познанию того, что такое человек, каково его место в природе, что должен делать человек для своего счастья. И именно в этих вопросах Толстой неожиданно обна ружил родство своих взглядов с идеями великого мудреца из Кенигсберга»9. В итоге Л. Н. Толстой вполне созна тельно и последовательно вычленяет из кантовской философской системы именно ту ее часть, в которой она наиболее со звучна с его собственными нравственно- философскими установками, а именно эти ку («метафизику нравственности»), пред стающую как учение о практической при менимости разума. Глубоко проникнув шись его духом, Л. Н. Толстой готов был полностью согласиться с Кантом в том, что чистый «практический» разум является более авторитетной и значимой интеллек туальной инстанцией, нежели «теоретиче ский» разум, ибо опора первого на всеоб щий моральный закон позволяет ему постигать объективную реальность того, что спекулятивному разуму представляет ся совершенно непознаваемым. Учитывая это, неудивительно, что в целом содер жание «Критики чистого разума» оставляет Л. Н. Толстого равнодушным, за исключе нием двух наиболее широко известных кантовских выводов: о субъективности пространства и времени и о принципиаль ной непознаваемости «вещей в себе». При чем оба они подвергаются сугубо этиче ской интерпретации в рамках нравственно философского учения Л. Н. Толстого, ко торый к тому же совершенно определен но отказывает кантовскому агностицизму в идейно-философской оригинальности. Неоднократно высказываемая Кантом «ос новная... мысль о... вещи самой в себе,- рассуждает Л. Н. Толстой,- совершенно верна и известна всем религиям... только проще, яснее выраженная» и напрямую относимая ими к одному единственному предмету - исходному и всеобъемлющему понятию «Жизнь», выступающему как то «основное понятие, из которого... выво дятся многие, если не все другие по нятия...» 10 Поэтому жизнь, согласно JI. Н. Толстому, не может быть опреде лена и познана разумом человека, но при этом последний априори содержит в себе исходное представление о ней. «Это апри орное знание,- пишет Л. Н. Толстой,- зак лючается в одном: я живу = есть мир, есть существующее, объединенное мною и не-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=