Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ф ИЛОСОФИЯ М. Л. Клюзова ПРОБЛЕМАОБОСНОВАНИЯ МОРАЛИ ВНРАВСТВЕННОЙФИЛОСОФИИ Л. Н. ТОЛСТОГО ИИ. КАНТА Статья посвящена сравнительному анализу моральной философии JI. Н. Толс того и И. Канта. Основным предметом научного исследования являются модели обоснования морали, предложенные Л. Н. Толстым иИ. Кантом. Кант и Л. Н. Толстой - знаковые фи гуры в духовной истории человечества. При всей своей несомненной идейной ори гинальности и бесспорной национально культурной самобытности они явили миру поразительно схожий тип мыслителя, в ко тором органично сплавились пафос убеж денного моралиста, неуклонное следование рационалистическим принципам и дерзно венный реформаторский дух. Их нравст венно-философские искания стали одно временно кульминацией опытов рациональ ного обоснования морали ибеспрецедентной проверкой прочности позиций человеческо го разума, указав современному сознанию путь подлинно предельного вопрошания о том, что составляет саму аксиоматику нашего бытия. Тем самым идейное родство и сораз мерность масштабов кантовской итолстов ской моралистики позволяют не только с полным на то основанием поставить рядом имена немецкого философа и русского мыслителя, но и выявить на их примере фундаментальные закономерности эволю ции нравственно-философского самосоз нания европейской культуры в целом. Постановка вопроса о возможности и пределах сопоставления толстовской трак товки морального разума с кантовской, «практической», его интерпретацией от нюдь не нова для отечественной этико-фи лософской традиции рубежа XIX-XX сто летий. По меньшей мере два ее ведущих представителя - Л. Шестов иН. А. Бердяев - проявляют к данной проблеме особый ин терес, трактуя ее при этом с диаметрально противоположных позиций. JI. Шестов со свойственной ему безапелляционностью расценивает обращение Л. Н. Толстого к кантовской «Критике практического разу ма» как нечто противоестественно-несоот ветствующее самому духу толстовского философствования, уверяя, что «практиче ские выводы» Канта «так мало гармони руют с запросами гр. Толстого», что его «странная симпатия» к кантовским идеям труднообъяснима1. Н. А. Бердяев же не ме нее категорично ставит Л. Н. Толстого в один ряд с Кантом, неоднократно под черкивая внутреннюю близость их этиче ских позиций, которые носили, по его оп ределению, сугубо «законнический», автономный характер. «...И Кант и Толс той,- убежденно заявляет Н. А. Бердяев,- выросли на почве христианства, но при всем их свободолюбии они означают за- конническое перерождение христианства», являющееся прямым следствием предпри нятой ими обоими попытки максимально последовательно рационализировать мо раль и «очистить нравственный закон от элементов магических»2. В этой связи бы ло бы чрезвычайно интересно выяснить, кто же из двух философов оказался ближе к ис тине, ибо за этой, на первый взгляд частной проблемой анализа параллельности толстов ской и кантовской аргументации рациональ ной природы человеческой нравственности, скрывается извечный вопрос об обоснован ности претензий человеческого разума на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=