Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ПЕДАГОГИКА № 3, 2005 об эмпатии как ценности, профессионально-необходимом качестве личности учителя; 3) недостаточным вниманием к развитию эмпатии в процессе обучения студентов. Уверенно можно утверждать, что при организации формирующего этапа экспери­ мента необходимо учитывать специфику факультетов, так как начальный уровень разви­ тия эмпатии студентов естественнонаучных и гуманитарных факультетов различны, что является статистически достоверным. При сравнительном анализе данных, полученных с помощью методики В. В. Бойко и представленных на рисунке 3 и 4, обнаруживаются качественные различия эмпатии сту­ дентов I иV курсов. о I □ рациональный канал Иустановки на эмпатию 2 3 4 5 уровень развития канала эмпатии ЕЗ эмоциональный канал И интуитивный канал ЕЭ проникающая способность ■ идентификация Рис. 3.Диаграммараспределениярезультатов исследования студентов I курса пометодикеВ. В. Бойко 5 6 Шинтуитивный канал ■ идентификация 2 3 4 уровень развития канала эмпатии ■ эмоциональный канал Ш проникающая способность О рациональный канал В установки Рис. 4.Диаграммараспределениярезультатов исследования студентов Vкурса пометодикеВ. В. Бойко Студенты I курса продемонстрировали довольно неплохие результаты по эмоцио­ нальному, интуитивному и идентификационному каналам эмпатии. При сравнении дан­ ных на уровнях развития 5 и 6 приблизительно одинаково низкие (6 %) показатели для обоих курсов имеет канал проникающей способности. Это свидетельствует о том, что студенты независимо от имеющейся педагогической подготовки затрудняются в установ­ лении атмосферы открытости, доверительности, задушевности в общении, а значит, и их необходимо специально этому обучать. По остальным каналам у студентов V курса ре­ зультаты ниже, чем у первокурсников, самая большая разница: 16% по эмоциональному каналу и 13 % по рациональному, наименьшая - 5 % - по каналу установок, способст­ вующих эмпатии. При анализе данных, полученных по всему контингенту опрошенных методами опи­ сательной статистики, мы обратили внимание на то, что у четырех из шести каналов эм­ патии (рационального, эмоционального, установочного и идентификационного) асиммет­ ричность выборок имеет отрицательное значение. Это значит, что выборки являются сдвинутыми в сторону наименьших значений. По интуитивному каналу и каналу прони- 41

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=