Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ПЕДАГОГИКА № 3, 2005 качество личности учителя. Например, Л. В. Веденеева в своем исследовании интере­ сующий нас термин трактует следующим образом: «Педагогическая эмпатия— это одна из определяющих характеристик личности учителя, выражающая процесс его внутренней душевной перенастройки на внутренний мир другого человека (учащегося, родителя, коллеги и т. д.) в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение» [1,6]. Е. Р. Овчаренко подчеркивает, что эмпатия становится профессионально значимым лич­ ностным качеством для педагога, определяющим его как субъекта профессиональной деятельности, когда педагог ощущает чувства и личностные смыслы ребенка в каждый момент времени; когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как ощущает их сам ребенок; когда он способен передать свое понимание ребенку [5, 14]. Эмпатия способствует видению учителем подлинных причин, вызывающих то или иное поведение учащихся, и создает особый эмоциональный фон, позволяющий более полно самореализоваться как ученику, так и самому педагогу. На уровне личностных ха­ рактеристик педагога эмпатия предполагает наличие гуманистической направленности, ценностных ориентаций, связанных с педагогической деятельностью, наличие способно­ сти к сочувствию и сопереживанию. Качеством личности педагога эмпатия становится лишь тогда, когда все составляющие ее компоненты образуют целостную систему. В рамках диссертационного исследования по проблеме развития педагогической эм­ патии будущего учителя на занятиях по педагогическим дисциплинам нами была прове­ дена диагностическая работа, целью которой было выявление уровня сформированное™ общей эмпатии личности студентов. Мы считаем, что профессионально-педагогическая эмпатия не может быть рассмотрена в отрыве от эмпатии личности и напрямую зависит от степени ее развитости. В ходе анализа результатов исследования, помимо количест­ венной информации, были получены и некоторые качественные данные, которые мы по­ пытались интерпретировать. Исследованием было охвачено 630 студентов I иV курсов разных факультетов ТГПУ им. Л. Н. Толстого: физического, естественнонаучного, русской филологии, иност­ ранных языков, технологии, экономики и сельского хозяйства, физической культуры и математического. В данной статье мы ограничимся рассмотрением результатов, полученных с помощью трех тестовых методик. Мы посчитали необходимым использовать их параллельно. Так, ме­ тодика И. М. Юсупова содержит вопросы-фильтры, что позволяет судить о достоверное™ полученной информации. Люди, мысленно представляя себя в различных ситуациях, могут неосознанно или сознательно выбирать варианты ответов, соответствующие общепринятым нормам поведения, хотя в реальной обстановке склонны поступать иначе. Методика диагностики эмпатии по А. Меграбиану иН. Эпштейну [2] при обработке ре­ зультатов соотаосит «сырые баллы» с условными средними показателями - стенами, позво­ ляющими получать более объективную картину состояния развития эмпатии будущих учи­ телей иучитывает пол испытуемого, на что в первойметодике внимание не обращается. Методика В. В. Бойко [4] позволяет получать сведения об эмпатии как интегратив­ ном качестве личности, состоящем из шести каналов: рационального, эмоционального, интуитивного, установочного, проникающей способности и способности к идентифика­ ции. С помощью этой методики можно определить преобладающие каналы способностей к эмпатии у студентов, что поможет в ходе опытно-экспериментальной работы устано­ вить, какие каналы эмпатии и в какой степени поддаются корректировке в ходе специ­ ально организованной деятельности, целью которой является развитие педагогической эмпатии, возможно удастся выявить методы и средства, являющиеся наиболее эффектив­ ными при развитии того или иного канала. При обработке результатов тестирования по «Методике выявления способности пе­ дагога к эмпатии» И. М. Юсупова [3] оказалось, что подавляющее большинство студен­ тов обладают «нормальным уровнем эмпатии». Но, учитывая тот факт, что диапазон это­ го уровня велик, а именно 26 баллов, мы сочли необходимым разделить «нормальный уровень» на три подуровня:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=