Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Е. В. Алешина ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. Л. Н. ТОЛСТОГО В статье приводятся результаты исследования эмпатии будущих учите­ лей, проведенного на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого в 2004/2005 учебном году, дается количественное икачественное описание полученныхданных. Термин «эмпатия» был введен в психологию в 1909 г. американским психологом Э. Титченером, который обобщил развивающиеся в философской традиции идеи о сим­ патии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса; словом «эмпатия» он пере­ вел немецкое слово einfuhlung - «вчувствование в...». В психологической литературе это понятие получило распространение в начале 50-х го­ дов XX в. В 1959 г. К. Роджерс предложил одно из определений «эмпатии»: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохране­ нием эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения “как будто”...» [6, 235]. Интерес к проблеме эмпатии в зарубежной теории и практике возник раньше, чем в отечественной. В 50-70-е годы XX в. на Западе получила широкое распространение гу­ манистическая психология (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм и др.). В переч­ не ведущих человеческих потребностей, сформулированных исследователями этого на­ правления, немаловажное место занимает потребность в защищенности, в понимании своего внутреннего мира другим, в сочувствии. Состояние эмоциональной близости, теп­ ла с родителями, учителями дает индивиду возможность почувствовать себя «принятым и понятым именно тогда, когда он испытывает страх, гнев, горе» (К. Роджерс). В настоящее время гуманистическое направление— это не только теория, но и реальная пракгика со­ тен школ США, Канады, Англии, Австралии, педагогической задачей которых является не столько передача информации, сколько создание психолого-педагогических условий, климата доверия, достижения духовной общности учителя и учеников, проявления эмпа­ тии, улавливание настроения собеседника, помощь нуждающимся. Представители гума- .нистического направления в зарубежной педагогике и психологии (Дж. Вильсон, Ч. Пат­ терсон, А. Харрис, П. Херст) выдвигают на первый план эмоциональные и нравствен­ ные аспекты в обучении, но не подготовку специалистов, а цель воспитания видят в «доминировании гуманных, или человечных людей, личностей, способных любить, глубоко чувствовать, не склонных к агрессии, чувствительных к проблемам других, со­ чувствующих, сострадающих». Анализ литературы по проблеме эмпатии позволил нам сделать вывод о том, что в современной науке нет единой точки зрения на сущность данного понятия. Одни уче­ ные понимают под эмпатией психический процесс, подчеркивая тем самым ее динамиче­ ский характер; другие - психическую реакцию, привлекая тем самым внимание к сущест­ вованию внешнего объекта, стимула, который ее вызывает; представителями третьего, наиболее многочисленного и перспективного направления эмпатия определяется как спо­ собность или свойство (качество) личности. Трактовки эмпатии как способности челове­ ка поражают разнообразием. Это не могло не отразиться на представлениях ученых о сущности педагогической эмпатии. Тем не менее большинство исследователей склоняется к тому, что педагогическая эмпатия - это профессионально необходимое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=