Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ях ( Bacharel - 3 года + Licenciado - 4 года) и еще одну дополнительную ступень Mestre для университетов. В соответствии с мероприятиями по осуществлению бо­ лонских рекомендаций планируется сокра­ тить количество ступеней до двух во всех типах высших учебных заведений: Licen­ ciado (4 года) + Mestre (1 или 2 года). При последовательном непрерывном обучении общий срок учебы не должен превышать 10 семестров (5 лет). Система кредитов вводилась в Португалии в рамках реформы высшего образования в 1980-е годы и в настоящее время адаптируется к ECTS. В Финляндии реформа системы выс­ шего образования стартовала в начале 1990-х годов. В соответствии с ней двух­ уровневая система была введена почти во всех областях обучения. А с 1августа 2005 г. двухступенчатая структура степеней ста­ нет обязательной для всех специальностей, кроме медицины. Национальная система кредитов была принята в Финляндии в 1970 г. (от 1600 до 1800 часов в год, где 1кредитная единица = 40 часам), поэтому, по прогнозам финских специалистов, пере­ ход на ECTS не создаст для страны боль­ ших трудностей. Реформа высшей школы Франции в рамках Болонского процесса ориентирова­ на на признание национальной степени Li­ cence (180 кредитных единиц) в качестве первой обязательной ступени высшего обра­ зования, соответствующей болонскому бака­ лавру и обеспечивающей переход к маги­ стерской ступени (2 года, 120 кредитных единиц). В 2005/2006 учебном году планиру­ ется вовлечение в реструктуризацию всех высшихучебных заведенийФранции. В Швейцарии переход на новую структуру был законодательно оформлен в 2002 г. документом Конференции ректоров швейцарских университетов «Основные направления координированного реформи­ рования образования». Согласно решению Конференции, до конца 2005 г. должен быть разработан регламент перевода тра­ диционной системы (Diplom и Lizentiat ) на программы бакалавриата (180 единиц ECTS, 3 года) и магистрата (от 90 до 120 единиц, соответствующие полутора или двум годам обучения). Было решено также отказаться от параллельного использования старой и новой структуры в целях обеспече­ ния международной транспарентности ква­ лификаций. В Швеции вопрос о переходе на двух­ уровневую систему пока остается откры­ тым, в частности потому, что в стране, кроме пяти общих, существует более 50 профессиональных степеней. Продолжает­ ся дискуссия о том, сравнима ли степень magisterexamen, соответствующая 240 кре­ дитам ECTS, с «болонской» степенью ма­ гистра. Кредитная система Швеции (1 год = 40 кредитных единиц) аналогична евро­ пейской и применяется во всей системе высшего образования. Кроме этого, ECTS используется при обучении иностранных студентов в шведских вузах. Объявив о своем намерении к 2010 г. гармонизировать европейское образова­ тельное пространство, страны, подписав­ шие Болонскую декларацию и присоеди­ нившиеся к ней позже, приступили к структурному реформированию нацио­ нальных систем высшего образования. Как показал краткий обзор, процесс этот разви­ вается в Европе весьма неравномерно. Очевидно, что не существует единой схе­ мы перехода к новой структуре, да и сама структура претерпевает изменения, обу­ словленные особенностями высшей школы европейских стран и национальными при­ оритетами в области образования. Российская система высшей школы находится в самом начале пути к интегра­ ции в европейское образовательное про­ странство. В новых условиях «мы не име­ ем права растерять веками накопленные достоинства отечественного высшего обра­ зования, равно как и упустить позитивный опыт зарубежных образовательных систем, длительное время эволюционирующих в условиях рынка, демократии и формирова­ ния социального партнерства в сфере про­ фессионального образования» [7].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=