Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ПЕДАГОГИКА № 3, 2005 всех его мероприятий, работает над пере ходом системы высшего образования на двухуровневую систему с 1998 г. В на стоящее время программы по подготовке бакалавров и магистров ( 3+2 или 4 + 1) существуют в высших учебных заведениях параллельно с традиционными програм мами, ведущими к получению диплома ( Diplom ) или сдаче государственного экза мена ( Staatsprufung). Некоторые земли раз рабатывают собственные стандарты для перевода определенных специальностей на новую структуру [6]. Что касается введе ния ECTS, то соответствующая этой сис теме схема кредитования действует прак тически во всех вузах, участвующих в программе SOCRATES - ERASMUS. Об щие критерии для перехода на ECTS были выработаны на Конференции министров образования и культуры 2002 г. Дания ввела степень бакалавра с трех летним сроком обучения в 1993 г. в рамках реформы университетского сектора. Закон об университетах, принятый в 2003 г., пре дусматривает двухступенчатую структу рувысшего образования, в которой степень бакалавра обеспечивается 180 кредитными единицами, а степень кандидата - 120 еди ницами. Наряду с этим в законе упомянута возможность введения степени магистра. Для Ирландии, так же как и для Ве ликобритании, двухступенчатая система высшего образования является традици онной. Университетское сообщество стра ны активно участвует в многосторонних европейских проектах, способствующих выработке консенсуса по вопросам учеб ных планов, структуры модулей и кредит ной оценки в рамках определенных специ альностей ( Tuning Educational Structures inEurope). В Исландии двухступенчатая система «бакалавр/магистр» ( 3+2 года) существу ет с 1942 г., на каждый год приходится по 30 национальных кредитных единиц. В Испании предпосылки для адапта ции традиционной системы высшего обра зования ( Licenciado и Diplomado) к болон ской двухступенчатой структуре были созданы Законом об университетах 2001 г. Королевский декрет 2003 г. регламентиро вал введение в высших учебных заведени ях первой ступени Grado (= бакалавр), где для получения степени необходимо на брать от 180 до 240 кредитных единиц (со ответственно 3 или 4 года), и второй сту пени Master (60 или 120 единиц). Переход планируется завершить к октябрю 2006 г., причем сочетание старых и новых про грамм не допускается. Национальная сис тема кредитных единиц ( creditos) была введена во время университетской рефор мы 1983 г. Традиционная одноуровневая система высшего образования Италии (четырех- или пятилетний Corso di Laurea) в со ответствии с Законом о высшей школе 1999 г. постепенно заменяется двухсту пенчатой (первый уровень начал вводить ся в 2000/2001 учебной году, второй - в 2002/2003). Новая структура позволит по лучать степень Laurea после трех лет обу чения (180 единиц ECTS), а затем продол жать образование для получения степени Laurea specialistica (2 года, 120 единиц). Кроме этого, будет возможность после первой или второй ступени пройти одно годичное обучение по магистерской про грамме (степень Master). Особенностью двухуровневой системы высшей школы в Нидерландах, введенной в 2002 г., является ее разделение на два направления - академическое и профессио нальное со сроком обучения 4 года (3 + 1). Параллельно в некоторых сферах образо вания (например, в медицине и педагогике) сохраняются традиционные одноуровне вые программы. Модульное структуриро вание и система кредитных единиц суще ствует в Нидерландах с 1982 г. (из расчета 1680 часов на учебный год), что облегчило введение ECTS начиная с 2002/2003 учеб ного года. Норвегия переходит на болонскую структуру высшего образования с 2003/2004 учебного года, заменяя существовавшие до этого национальные степени hpgscolekandiat (2-3 года) и candiatus magisterii (3,5-4 года) степенями бакалавра и магистра. Одновре менно норвежская система кредитов, рас пределявшая по 20 кредитных единиц на 1год, адаптируется кECTS. Многоуровневая система высшего об разования в Португалии существует с 1986 г., предусматривая две ступени в выс ших профессиональных учебных заведени
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=