Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ПЕДАГОГИКА № 3, 2005 всех его мероприятий, работает над пере­ ходом системы высшего образования на двухуровневую систему с 1998 г. В на­ стоящее время программы по подготовке бакалавров и магистров ( 3+2 или 4 + 1) существуют в высших учебных заведениях параллельно с традиционными програм­ мами, ведущими к получению диплома ( Diplom ) или сдаче государственного экза­ мена ( Staatsprufung). Некоторые земли раз­ рабатывают собственные стандарты для перевода определенных специальностей на новую структуру [6]. Что касается введе­ ния ECTS, то соответствующая этой сис­ теме схема кредитования действует прак­ тически во всех вузах, участвующих в программе SOCRATES - ERASMUS. Об­ щие критерии для перехода на ECTS были выработаны на Конференции министров образования и культуры 2002 г. Дания ввела степень бакалавра с трех­ летним сроком обучения в 1993 г. в рамках реформы университетского сектора. Закон об университетах, принятый в 2003 г., пре­ дусматривает двухступенчатую структу­ рувысшего образования, в которой степень бакалавра обеспечивается 180 кредитными единицами, а степень кандидата - 120 еди­ ницами. Наряду с этим в законе упомянута возможность введения степени магистра. Для Ирландии, так же как и для Ве­ ликобритании, двухступенчатая система высшего образования является традици­ онной. Университетское сообщество стра­ ны активно участвует в многосторонних европейских проектах, способствующих выработке консенсуса по вопросам учеб­ ных планов, структуры модулей и кредит­ ной оценки в рамках определенных специ­ альностей ( Tuning Educational Structures inEurope). В Исландии двухступенчатая система «бакалавр/магистр» ( 3+2 года) существу­ ет с 1942 г., на каждый год приходится по 30 национальных кредитных единиц. В Испании предпосылки для адапта­ ции традиционной системы высшего обра­ зования ( Licenciado и Diplomado) к болон­ ской двухступенчатой структуре были созданы Законом об университетах 2001 г. Королевский декрет 2003 г. регламентиро­ вал введение в высших учебных заведени­ ях первой ступени Grado (= бакалавр), где для получения степени необходимо на­ брать от 180 до 240 кредитных единиц (со­ ответственно 3 или 4 года), и второй сту­ пени Master (60 или 120 единиц). Переход планируется завершить к октябрю 2006 г., причем сочетание старых и новых про­ грамм не допускается. Национальная сис­ тема кредитных единиц ( creditos) была введена во время университетской рефор­ мы 1983 г. Традиционная одноуровневая система высшего образования Италии (четырех- или пятилетний Corso di Laurea) в со­ ответствии с Законом о высшей школе 1999 г. постепенно заменяется двухсту­ пенчатой (первый уровень начал вводить­ ся в 2000/2001 учебной году, второй - в 2002/2003). Новая структура позволит по­ лучать степень Laurea после трех лет обу­ чения (180 единиц ECTS), а затем продол­ жать образование для получения степени Laurea specialistica (2 года, 120 единиц). Кроме этого, будет возможность после первой или второй ступени пройти одно­ годичное обучение по магистерской про­ грамме (степень Master). Особенностью двухуровневой системы высшей школы в Нидерландах, введенной в 2002 г., является ее разделение на два направления - академическое и профессио­ нальное со сроком обучения 4 года (3 + 1). Параллельно в некоторых сферах образо­ вания (например, в медицине и педагогике) сохраняются традиционные одноуровне­ вые программы. Модульное структуриро­ вание и система кредитных единиц суще­ ствует в Нидерландах с 1982 г. (из расчета 1680 часов на учебный год), что облегчило введение ECTS начиная с 2002/2003 учеб­ ного года. Норвегия переходит на болонскую структуру высшего образования с 2003/2004 учебного года, заменяя существовавшие до этого национальные степени hpgscolekandiat (2-3 года) и candiatus magisterii (3,5-4 года) степенями бакалавра и магистра. Одновре­ менно норвежская система кредитов, рас­ пределявшая по 20 кредитных единиц на 1год, адаптируется кECTS. Многоуровневая система высшего об­ разования в Португалии существует с 1986 г., предусматривая две ступени в выс­ ших профессиональных учебных заведени

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=