Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого был заимствован двухуровневой европей­ ской системой, которая не распространяет­ ся на указанные выше направления. Для англосаксонской модели харак­ терно сочетание модульности с системой кредитов и текущих экзаменов, что позво­ ляет оптимальным образом сбалансировать структуру и обеспечить гибкость учебных программ. Важнейшим структурным прин­ ципом при этом является возможность в заданных рамках составлять компактные курсы, соответствующие индивидуальным образовательным потребностям: обязатель­ ные предметы и предметы по выбору ком­ бинируются для усвоения заданного объе­ ма знаний и приобретения необходимых компетенций. Что касается кредитов, то все страны, имеющие англосаксонскую струк­ туру высшего образования, обладают на­ циональными системами присуждения кре­ дитов (за исключением Канады, принявшей американский вариант). Однако во всех этих системах в отличие от той, что пред­ ложена документами Болонского процесса, на первом плане стоит накопление ( credit accumulation), а не перевод кредитов ( credit transfer), так как смена высшего учебного заведения во время бакалаврской программы обычно не практикуется. Кредиты в данном случае способствуют осознанному структу­ рированию индивидуального плана обуче­ ния, ориентированию в учебном процессе идостижению баланса между свободой вы­ бора и когерентностью учебного плана. ECTS ( European Credit Transfer System) - Европейская система переводимых креди­ тов, предложенная Болонской декларацией ' в качестве одного из возможных вариан­ тов, стала основным инструментом разви­ тия студенческой мобильности. В течение последних 15 лет ECTS вводилась в евро­ пейских вузах при посредничестве одной из образовательных программ Европейско­ го Союза SOCRATES - ERASMUS. Наи­ большее распространение система ECTS получила в скандинавских странах, а также в Греции, Румынии, Австрии и Ирландии. В Великобритании и Турции применяются другие системы накопления кредитов. Что касается стран Юго-Восточной Европы, то большинство высших учебных заведений еще не внедрили ни систему ECTS, ни ка­ кую-либо другую кредитную систему [4]. Обратимся к практике внедрения но­ вой для большинства европейских стран структуры высшего образования [5]. Авст­ рия приступила к реформированию систе­ мы высшего образования в 2002 г., приняв новый Закон об университетах, который обеспечивает постепенный переход от тра­ диционной одноуровневой к двухступен­ чатой структуре. Университетам дано пра­ во наряду с существующими программами на получение диплома (Diplom) вводить степени бакалавра (180 кредитных единиц) и магистра (минимум 120 единиц), соот­ ветствующие болонским рекомендациям. С октября 2002 г. ECTS применяется к про­ граммам на получение дипломов. К 2006 г. планируется охватить реформой порядка 50 % всех областей обучения. Во фламандской части Бельгии закон 2003 г. о реструктуризации традиционной четырехгодичной двухуровневой системы (Kandidaat - 2 года + Licentiaat - 2 года) создал предпосылки для введения степе­ ней бакалавра и магистра в университетах и высших профессиональных школах. Вес­ ной 2004 г. министерство образования представило реестр бакалаврских про­ грамм (180 кредитных единиц), которые должны быть введены в вузах не позднее 2005/2006 учебного года, и реестр маги­ стерских программ (минимум 60 кредит­ ных единиц) со сроком введения не позд­ нее 2008/2009 учебного года. В Валонии перестройка национальной системы выс­ шего образования ( Candidature - 2 года + Licence - 2 года) в соответствии с болон­ скими рекомендациями находится в стадии обсуждения. Великобритания, с давних пор имею­ щая двухуровневую систему высшей шко­ лы, находится в более комфортной ситуа­ ции по сравнению с другими странами. Однако перспектива введения ECTS вместо национальной системы кредитов неодно­ значно оценивается многими высшими учебными заведениями в связи с дискусси­ ей о принципе присуждения кредитных единиц. Британцы выступают за учет дос­ тигнутых успехов в противовес практике кредитования в соответствии с почасовым распределением учебной нагрузки. Германия, один из инициаторов Бо­ лонского процесса и активный участник

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=