Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого был заимствован двухуровневой европей ской системой, которая не распространяет ся на указанные выше направления. Для англосаксонской модели харак терно сочетание модульности с системой кредитов и текущих экзаменов, что позво ляет оптимальным образом сбалансировать структуру и обеспечить гибкость учебных программ. Важнейшим структурным прин ципом при этом является возможность в заданных рамках составлять компактные курсы, соответствующие индивидуальным образовательным потребностям: обязатель ные предметы и предметы по выбору ком бинируются для усвоения заданного объе ма знаний и приобретения необходимых компетенций. Что касается кредитов, то все страны, имеющие англосаксонскую струк туру высшего образования, обладают на циональными системами присуждения кре дитов (за исключением Канады, принявшей американский вариант). Однако во всех этих системах в отличие от той, что пред ложена документами Болонского процесса, на первом плане стоит накопление ( credit accumulation), а не перевод кредитов ( credit transfer), так как смена высшего учебного заведения во время бакалаврской программы обычно не практикуется. Кредиты в данном случае способствуют осознанному структу рированию индивидуального плана обуче ния, ориентированию в учебном процессе идостижению баланса между свободой вы бора и когерентностью учебного плана. ECTS ( European Credit Transfer System) - Европейская система переводимых креди тов, предложенная Болонской декларацией ' в качестве одного из возможных вариан тов, стала основным инструментом разви тия студенческой мобильности. В течение последних 15 лет ECTS вводилась в евро пейских вузах при посредничестве одной из образовательных программ Европейско го Союза SOCRATES - ERASMUS. Наи большее распространение система ECTS получила в скандинавских странах, а также в Греции, Румынии, Австрии и Ирландии. В Великобритании и Турции применяются другие системы накопления кредитов. Что касается стран Юго-Восточной Европы, то большинство высших учебных заведений еще не внедрили ни систему ECTS, ни ка кую-либо другую кредитную систему [4]. Обратимся к практике внедрения но вой для большинства европейских стран структуры высшего образования [5]. Авст рия приступила к реформированию систе мы высшего образования в 2002 г., приняв новый Закон об университетах, который обеспечивает постепенный переход от тра диционной одноуровневой к двухступен чатой структуре. Университетам дано пра во наряду с существующими программами на получение диплома (Diplom) вводить степени бакалавра (180 кредитных единиц) и магистра (минимум 120 единиц), соот ветствующие болонским рекомендациям. С октября 2002 г. ECTS применяется к про граммам на получение дипломов. К 2006 г. планируется охватить реформой порядка 50 % всех областей обучения. Во фламандской части Бельгии закон 2003 г. о реструктуризации традиционной четырехгодичной двухуровневой системы (Kandidaat - 2 года + Licentiaat - 2 года) создал предпосылки для введения степе ней бакалавра и магистра в университетах и высших профессиональных школах. Вес ной 2004 г. министерство образования представило реестр бакалаврских про грамм (180 кредитных единиц), которые должны быть введены в вузах не позднее 2005/2006 учебного года, и реестр маги стерских программ (минимум 60 кредит ных единиц) со сроком введения не позд нее 2008/2009 учебного года. В Валонии перестройка национальной системы выс шего образования ( Candidature - 2 года + Licence - 2 года) в соответствии с болон скими рекомендациями находится в стадии обсуждения. Великобритания, с давних пор имею щая двухуровневую систему высшей шко лы, находится в более комфортной ситуа ции по сравнению с другими странами. Однако перспектива введения ECTS вместо национальной системы кредитов неодно значно оценивается многими высшими учебными заведениями в связи с дискусси ей о принципе присуждения кредитных единиц. Британцы выступают за учет дос тигнутых успехов в противовес практике кредитования в соответствии с почасовым распределением учебной нагрузки. Германия, один из инициаторов Бо лонского процесса и активный участник
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=