Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ПЕДАГОГИКА № 3, 2005 большее количество молодых людей, не жели в странах с иными моделями высшей школы. Отчет OECD (Организации эконо мического сотрудничества и развития) за 2000 г. свидетельствует, что среди моло дежи одного года рождения высшее обра зование завершили: в Великобритании - 37,5 %, в Австралии - 36 %, в США - 33 % (тогда как в Германии - только 19 %) [2]. Разделение высшего образования на общее и элитное довольно часто подверга ется критике со стороны противников вве дения двухступенчатой системы высшей школы в Европе. Подавляющее большин ство университетов и других высших учеб ных заведений полагают, что степенью ба калавра удовлетворится минимальный про цент европейских студентов (в зависи мости от страны - от 4 до 10 % выпуск ников первой ступени) и что рынок труда в Европе еще не готов считать полноцен ным высшим образованием трехлетние ба калаврские программы [3]. С той же проб лемой, похоже, придется столкнуться и России, поскольку трехлетние циклы обу чения характерны в нашей стране для среднего специального образования. Кроме того, все еще не определен статус степени бакалавра на рынке труда. Для англосаксонской модели высшей школы характерна также расширенная ав тономия высших учебных заведений в ре шении вопроса о доступе к обучению (кон курсный отбор), в то время как, например вГермании и Франции, документ о за вершении полного среднего образования (Hochschulreife и Baccalaureat) одновре менно является основанием для зачисления в вуз. Здесь же следует отметить, что кон курсная система отбора повышает ответст венность вуза за индивидуальный успех зачисленных студентов и стимулирует раз витие института сопровождения обучаю щихся, особенно на раннем этапе обучения (tutors и mentors в Великобритании, aca demic advisors в США). Следующей особенностью англосак сонской модели является разнообразие и гибкость предлагаемых учебных курсов. Со временем даже «классический» англий ский бакалавриат, традиционно тяготев ший к узкой, подготовленной профильным обучением в старшей школе, специализа ции (single subject), приобретает черты междисциплинарности и ориентации на не прерывное обучение в течение жизни, рас ширяя количество профилирующих пред метов в учебной программе. Указанную тенденцию к вариатив ности поддерживает модульный подход к составлению учебных программ, также являющийся отличительной чертой англо саксонской модели степени бакалавра. Особенно отчетливо в последние годы мо дульность проявляется в американском и канадском вариантах: все чаще в процес се обучения комбинируются два профили рующих предмета ( double majoring), либо один профилирующий и два сопутствую щих (major + 2 minors). В университетах Великобритании, в том числе классиче ских, наряду с традиционными однопред метными бакалаврскими курсами сущест вуют созданные на основе варьирования модулей междисциплинарные и углублен ные профессиональные программы ( Double Honours, Joint Degree). Такие альтернатив ные курсы развиваются на основе практи- ко-ориенгированного и компетентностного подхода. Хотелось бы отметить, что для российской системы высшего педагогиче ского образования сочетание двух специа лизаций в практике подготовки специали ста является традиционным (учитель мате матики и информатики, химии и биологии, двух иностранных языков и т. д.). В доку ментах Болонского процесса модульная структура учебных программ рассматрива ется в качестве инструмента для создания индивидуальных образовательных маршру тов иразвития студенческоймобильности. Во всех вариантах англосаксонской модели бакалавриата существуют исклю чения, касающиеся некоторых специально стей. Типичными примерами являются та кие классические академические направ ления, как юриспруденция, медицина, ар хитектура, теология, инженерные науки, а также изобразительные искусства. С одной стороны, в зависимости от страны и специ альности (в частности, для учительской профессии в Великобритании) увеличива ется продолжительность обучения на бака лавра, а с другой - для профессиональной деятельности в большинстве областей тре буется степень магистра. Такой подход
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=