Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ПЕДАГОГИКА № 3, 2005 большее количество молодых людей, не­ жели в странах с иными моделями высшей школы. Отчет OECD (Организации эконо­ мического сотрудничества и развития) за 2000 г. свидетельствует, что среди моло­ дежи одного года рождения высшее обра­ зование завершили: в Великобритании - 37,5 %, в Австралии - 36 %, в США - 33 % (тогда как в Германии - только 19 %) [2]. Разделение высшего образования на общее и элитное довольно часто подверга­ ется критике со стороны противников вве­ дения двухступенчатой системы высшей школы в Европе. Подавляющее большин­ ство университетов и других высших учеб­ ных заведений полагают, что степенью ба­ калавра удовлетворится минимальный про­ цент европейских студентов (в зависи­ мости от страны - от 4 до 10 % выпуск­ ников первой ступени) и что рынок труда в Европе еще не готов считать полноцен­ ным высшим образованием трехлетние ба­ калаврские программы [3]. С той же проб­ лемой, похоже, придется столкнуться и России, поскольку трехлетние циклы обу­ чения характерны в нашей стране для среднего специального образования. Кроме того, все еще не определен статус степени бакалавра на рынке труда. Для англосаксонской модели высшей школы характерна также расширенная ав­ тономия высших учебных заведений в ре­ шении вопроса о доступе к обучению (кон­ курсный отбор), в то время как, например вГермании и Франции, документ о за­ вершении полного среднего образования (Hochschulreife и Baccalaureat) одновре­ менно является основанием для зачисления в вуз. Здесь же следует отметить, что кон­ курсная система отбора повышает ответст­ венность вуза за индивидуальный успех зачисленных студентов и стимулирует раз­ витие института сопровождения обучаю­ щихся, особенно на раннем этапе обучения (tutors и mentors в Великобритании, aca­ demic advisors в США). Следующей особенностью англосак­ сонской модели является разнообразие и гибкость предлагаемых учебных курсов. Со временем даже «классический» англий­ ский бакалавриат, традиционно тяготев­ ший к узкой, подготовленной профильным обучением в старшей школе, специализа­ ции (single subject), приобретает черты междисциплинарности и ориентации на не­ прерывное обучение в течение жизни, рас­ ширяя количество профилирующих пред­ метов в учебной программе. Указанную тенденцию к вариатив­ ности поддерживает модульный подход к составлению учебных программ, также являющийся отличительной чертой англо­ саксонской модели степени бакалавра. Особенно отчетливо в последние годы мо­ дульность проявляется в американском и канадском вариантах: все чаще в процес­ се обучения комбинируются два профили­ рующих предмета ( double majoring), либо один профилирующий и два сопутствую­ щих (major + 2 minors). В университетах Великобритании, в том числе классиче­ ских, наряду с традиционными однопред­ метными бакалаврскими курсами сущест­ вуют созданные на основе варьирования модулей междисциплинарные и углублен­ ные профессиональные программы ( Double Honours, Joint Degree). Такие альтернатив­ ные курсы развиваются на основе практи- ко-ориенгированного и компетентностного подхода. Хотелось бы отметить, что для российской системы высшего педагогиче­ ского образования сочетание двух специа­ лизаций в практике подготовки специали­ ста является традиционным (учитель мате­ матики и информатики, химии и биологии, двух иностранных языков и т. д.). В доку­ ментах Болонского процесса модульная структура учебных программ рассматрива­ ется в качестве инструмента для создания индивидуальных образовательных маршру­ тов иразвития студенческоймобильности. Во всех вариантах англосаксонской модели бакалавриата существуют исклю­ чения, касающиеся некоторых специально­ стей. Типичными примерами являются та­ кие классические академические направ­ ления, как юриспруденция, медицина, ар­ хитектура, теология, инженерные науки, а также изобразительные искусства. С одной стороны, в зависимости от страны и специ­ альности (в частности, для учительской профессии в Великобритании) увеличива­ ется продолжительность обучения на бака­ лавра, а с другой - для профессиональной деятельности в большинстве областей тре­ буется степень магистра. Такой подход

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=