Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Л. Н. Полунина ДВУХУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЕВРОПЫ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА Автор анализирует основные черты англосаксонской модели высшей школы, которая была взята за основу при создании общеевропейской структуры высшего образования. Структурная перестройка данного образовательного сектора актуаль­ на для большинства стран ЕС, присоединившихся к Болонскому процессу. В статье дается обзор практики реформирования европейского высшего образования, кото­ рая отражает особенности образовательных систем и национальные приоритеты стран в области образования. Европейская политика в области обра­ зования, реформирование высшей школы, создание единого европейского образова­ тельного пространства неразрывно связаны с Болонской декларацией и инициирован­ ным ею процессом интеграции образова­ тельных систем европейских стран. Основными механизмами реализации интеграционной стратегии являются: - введение системы сопоставимых дипломов; - введение двухуровневой системы подготовки (бакалавр/магистр); - внедрение единой системы креди­ тов, обеспечивающей повышение мобиль­ ности студентов, преподавателей и иссле­ дователей; - развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования; - содействие введению «европейского измерения» в высшем образовании [1]. Мы остановимся на аспекте, который сегодня наиболее актуален не только для Европы, но и для России, присоединив­ шейся к Болонскому процессу в 2003 г., а именно на введении двухуровневой сис­ темы подготовки специалистов. В контексте интеграции с необходимо­ стью структурной перестройки высшего образования столкнулось большинство ев­ ропейских стран, поскольку лишь в не­ скольких из них (в Великобритании, Ир­ ландии, Исландии) высшая школа тради­ ционно делится на две ступени, соответст­ вующие англосаксонской модели «бака­ лавр/магистр» ( Bachelor/Master ), которая была взята за основу при создании обще­ европейской структуры. В других странах системы высшего образования демонстри­ руют существенные расхождения с выше­ названной моделью в иерархии образо­ вательных институтов, сроках обучения, в содержании стандартов, системах зачет­ ных единиц и в других параметрах. Каковы же основные особенности анг­ лосаксонской двухуровневой модели выс­ шей школы и что именно было заимство­ вано из нее Европой? Несмотря на то что выделяют несколько разновидностей этой модели (английскую, американскую, авст­ ралийскую, канадскую), им свойственны общие черты. Прежде всего, бакалавриат в англосак­ сонских странах рассматривается как свое­ образный «водораздел» между общим и элитным высшим образованием. За счет дифференцированного и многообразного предложения специальностей первая ступень высшей школы способствует расширению этого образовательного сектора. Двухуров­ невая система позволяет студентам, не имею­ щим научных амбиций, в приемлемые сро­ ки получить академическую степень и войти в профессиональную жизнь. Маги­ стерская ступень обеспечивает возмож­ ность научной специализации для тех, кто ориентирован на исследовательскую рабо­ ту. В результате, по данным некоторых исследований, в странах с англосаксонской моделью высшее образование получает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=