Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Л. Н. Полунина ДВУХУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЕВРОПЫ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА Автор анализирует основные черты англосаксонской модели высшей школы, которая была взята за основу при создании общеевропейской структуры высшего образования. Структурная перестройка данного образовательного сектора актуаль на для большинства стран ЕС, присоединившихся к Болонскому процессу. В статье дается обзор практики реформирования европейского высшего образования, кото рая отражает особенности образовательных систем и национальные приоритеты стран в области образования. Европейская политика в области обра зования, реформирование высшей школы, создание единого европейского образова тельного пространства неразрывно связаны с Болонской декларацией и инициирован ным ею процессом интеграции образова тельных систем европейских стран. Основными механизмами реализации интеграционной стратегии являются: - введение системы сопоставимых дипломов; - введение двухуровневой системы подготовки (бакалавр/магистр); - внедрение единой системы креди тов, обеспечивающей повышение мобиль ности студентов, преподавателей и иссле дователей; - развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования; - содействие введению «европейского измерения» в высшем образовании [1]. Мы остановимся на аспекте, который сегодня наиболее актуален не только для Европы, но и для России, присоединив шейся к Болонскому процессу в 2003 г., а именно на введении двухуровневой сис темы подготовки специалистов. В контексте интеграции с необходимо стью структурной перестройки высшего образования столкнулось большинство ев ропейских стран, поскольку лишь в не скольких из них (в Великобритании, Ир ландии, Исландии) высшая школа тради ционно делится на две ступени, соответст вующие англосаксонской модели «бака лавр/магистр» ( Bachelor/Master ), которая была взята за основу при создании обще европейской структуры. В других странах системы высшего образования демонстри руют существенные расхождения с выше названной моделью в иерархии образо вательных институтов, сроках обучения, в содержании стандартов, системах зачет ных единиц и в других параметрах. Каковы же основные особенности анг лосаксонской двухуровневой модели выс шей школы и что именно было заимство вано из нее Европой? Несмотря на то что выделяют несколько разновидностей этой модели (английскую, американскую, авст ралийскую, канадскую), им свойственны общие черты. Прежде всего, бакалавриат в англосак сонских странах рассматривается как свое образный «водораздел» между общим и элитным высшим образованием. За счет дифференцированного и многообразного предложения специальностей первая ступень высшей школы способствует расширению этого образовательного сектора. Двухуров невая система позволяет студентам, не имею щим научных амбиций, в приемлемые сро ки получить академическую степень и войти в профессиональную жизнь. Маги стерская ступень обеспечивает возмож ность научной специализации для тех, кто ориентирован на исследовательскую рабо ту. В результате, по данным некоторых исследований, в странах с англосаксонской моделью высшее образование получает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=