Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Вместе с тем рыночная глобальная идеология весьма своеобразно рассматрива­ ет социальную миссию образования и науки через призму' экономических императивов. Отношения в векторах «преподаватель - студент» должны выстраиваться теперь в обратной зависимости «клиент - предостав­ ляющий образовательную услугу» (в лекси­ коне еще не появилось более краткого опре­ деления, но это дело времени), где немед­ ленно срабатывает рыночный постулат о всегдашней правоте покупателя. Данный алгоритм взаимоотношений диктует новые формы бесконфликтных, «мягких» технологий обучения и управления образовательным процессом. Более того, процесс обучения должен носить характер развлекательного шоу, динамичного по форме и доступного по содержанию. Игро­ вые методы преподавания, театральная тех­ ника, симуляция, погружение и т. д. вкупе с мульгимедийностъю должны создавать у «клиентов» ощущение удовлетворения от полноты полученного знания. Традиционно принятые в университете административные рычаги управления учебным процессом также трансформиру­ ются в сторону удержания покупателя об­ разовательных услуг на «своей террито­ рии» как можно дольше. Традиционный индивидуальный подход в обучении ныне зачастую рассматривается как облегченная программа, персональное сопровождение, индивидуальный график посещения заня­ тий и т. д. Данной тенденции способству­ ют и многочисленные примеры так назы­ ваемых промежуточных образовательных ' форматов - тестирование, различные виды электронных материалов, телеконферен­ ции, которые замещают традиционные лекции, семинары, контрольные работы. В этой связи особое значение приобретают мультимедийные средства обучения, спо­ собствующие визуализации материала, а также усилению зрительного эффекта, который он производит. Не секрет, что в последнее время наи­ большие рейтинги получают те преподава­ тели, которые более удачно преподносят свои курсы. Природа этого явления проста. Изображение - это эмоция и скорость, по­ беда ощущения над разумом. Поэтому удачный бренд, красивый каталог, привле­ кательный звуковой ряд оцениваются пот­ ребителем гораздо щедрее, нежели глу­ бокое содержание преподаваемой дис­ циплины. Таким образом материально- техническое оснащение университета, ау­ диторный фонд, офисные помещения, над­ лежащее состояние всей инфраструктуры учебного заведения играют огромную роль для покупателя образовательных услуг, не менее важную, чем качество образования. Тенденции консумеризма в образова­ нии обнаруживаются повсеместно. Миссия реформ, направленных на вхождение в глобальный мир, в соответствии с законо­ мерностями развития современного обще­ ства, заключается в создании предпосылок для перестройки сознания, стиля мышле­ ния, типа личности, которая в свою очередь пересмотрит цели и идеалы образования. Для стран, где исторически обусловлены стремление к сохранению традиционной ду­ ховности, неприятие техномании и менед­ жеризма, внедрения в общество социального типа антрепренера, как никогда важна мо­ ральная сторона организации и функцио­ нирования образовательной системы, ее справедливость для масс, гуманизация ус­ ловий существования индивида в системе, его эмансипация в ней. И вновь взгляд обращается в истори­ ческое прошлое, когда идеи просветитель­ ства заложили основу для развития совре­ менной системы образования большинства европейских стран, государственных и част­ ных его секторов, существующих по сей день. Идеи совершенствования образова­ тельной системы, связанные с идеалами гуманизма, благотворительности, социаль­ ной справедливости явились фундаментом стабильной демократии европейских стран, чьи образовательные системы до сих пор служат образцом государственных инсти­ тутов социальной сплоченности нации. А достаточно мрачные страницы револю­ ционных потрясений и связанные с этим молниеносные разрушения и перестройки привычного уклада образовательных сис­ тем, проблемы интеллектуального и обра­ зовательного вакуума и стагнации, проти­ востояние романтического идеализма и ма­ териализма дают нам возможность исполь­ зовать данные события в качестве истори­ ческого зеркала.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=