Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Вместе с тем рыночная глобальная идеология весьма своеобразно рассматрива ет социальную миссию образования и науки через призму' экономических императивов. Отношения в векторах «преподаватель - студент» должны выстраиваться теперь в обратной зависимости «клиент - предостав ляющий образовательную услугу» (в лекси коне еще не появилось более краткого опре деления, но это дело времени), где немед ленно срабатывает рыночный постулат о всегдашней правоте покупателя. Данный алгоритм взаимоотношений диктует новые формы бесконфликтных, «мягких» технологий обучения и управления образовательным процессом. Более того, процесс обучения должен носить характер развлекательного шоу, динамичного по форме и доступного по содержанию. Игро вые методы преподавания, театральная тех ника, симуляция, погружение и т. д. вкупе с мульгимедийностъю должны создавать у «клиентов» ощущение удовлетворения от полноты полученного знания. Традиционно принятые в университете административные рычаги управления учебным процессом также трансформиру ются в сторону удержания покупателя об разовательных услуг на «своей террито рии» как можно дольше. Традиционный индивидуальный подход в обучении ныне зачастую рассматривается как облегченная программа, персональное сопровождение, индивидуальный график посещения заня тий и т. д. Данной тенденции способству ют и многочисленные примеры так назы ваемых промежуточных образовательных ' форматов - тестирование, различные виды электронных материалов, телеконферен ции, которые замещают традиционные лекции, семинары, контрольные работы. В этой связи особое значение приобретают мультимедийные средства обучения, спо собствующие визуализации материала, а также усилению зрительного эффекта, который он производит. Не секрет, что в последнее время наи большие рейтинги получают те преподава тели, которые более удачно преподносят свои курсы. Природа этого явления проста. Изображение - это эмоция и скорость, по беда ощущения над разумом. Поэтому удачный бренд, красивый каталог, привле кательный звуковой ряд оцениваются пот ребителем гораздо щедрее, нежели глу бокое содержание преподаваемой дис циплины. Таким образом материально- техническое оснащение университета, ау диторный фонд, офисные помещения, над лежащее состояние всей инфраструктуры учебного заведения играют огромную роль для покупателя образовательных услуг, не менее важную, чем качество образования. Тенденции консумеризма в образова нии обнаруживаются повсеместно. Миссия реформ, направленных на вхождение в глобальный мир, в соответствии с законо мерностями развития современного обще ства, заключается в создании предпосылок для перестройки сознания, стиля мышле ния, типа личности, которая в свою очередь пересмотрит цели и идеалы образования. Для стран, где исторически обусловлены стремление к сохранению традиционной ду ховности, неприятие техномании и менед жеризма, внедрения в общество социального типа антрепренера, как никогда важна мо ральная сторона организации и функцио нирования образовательной системы, ее справедливость для масс, гуманизация ус ловий существования индивида в системе, его эмансипация в ней. И вновь взгляд обращается в истори ческое прошлое, когда идеи просветитель ства заложили основу для развития совре менной системы образования большинства европейских стран, государственных и част ных его секторов, существующих по сей день. Идеи совершенствования образова тельной системы, связанные с идеалами гуманизма, благотворительности, социаль ной справедливости явились фундаментом стабильной демократии европейских стран, чьи образовательные системы до сих пор служат образцом государственных инсти тутов социальной сплоченности нации. А достаточно мрачные страницы револю ционных потрясений и связанные с этим молниеносные разрушения и перестройки привычного уклада образовательных сис тем, проблемы интеллектуального и обра зовательного вакуума и стагнации, проти востояние романтического идеализма и ма териализма дают нам возможность исполь зовать данные события в качестве истори ческого зеркала.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=