Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ПЕДАГОГИКА № 3, 2005 вает рамка социальной ответственности образования. Главным признаком данного глобального изменения является новый подход к экономической деятельности уни верситета, а точнее к его финансированию ифинансовой состоятельности. Историческая традиция развития уни верситета, как главной структурной со ставляющей образовательной системы большинства стран западного мира, пред полагала значительные объемы государст венного финансирования для поддержания всей инфраструктуры учебных заведений идеятельности профессорско-преподаватель ского состава. Однако в эпоху глобальных изменений современного общества повсеместно наб людается сокращение государственного фи нансирования высшего образования. Ана лиз показывает, что данное сокращение ка сается как развивающихся, так и развитых стран. Наблюдается также изменение прин ципов и структуры финансирования со сто роны государства. Наряду с выделением определенной суммы в зависимости от ко личества студентов выделение финансовых средств стало зависеть главным образом от рейтинга университета. Немаловажной тен денцией в развитии высшего образования впоследние годы является введение платы за обучение даже в тех странах, где тради ционно оно было бесплатным. Все чаще университеты вынуждены искать альтернативные источники финан сирования, выходя на рынок услуг в основ ном консалтингового характера. Значитель ные суммы поступают на счета универ ситетов от отдельных выпускников или ас социаций выпускников. Таким образом, государство априори пересматривает подходы к социальной ро ли в развитии образования в целом и уни верситетского образования в частности. В эпоху повальной коммерциализации и менеджеризма большинство университетов Запада приравниваются к другим субъек там рыночных отношений. Университет вынужден выступать самостоятельным иг роком на рынке образовательных услуг, что принципиально меняет природу уни верситетского образования. Ориентация на «доходность» и конкурентоспособность определяют характер образовательной дея тельности, структуру и содержание обра зования. Факультеты, кафедры, лаборато рии, научные объединения рассматривают ся с точки зрения коммерческой пользы и «вклада в общую копилку». В области содержания образования и научных исследований данные тенденции особенно болезненно затрагивают гумани тарные области знания. Для приобретения рыночной стоимости и спроса на рынке образовательных услуг гуманитарные нау ки трансформируются в так называемые «дисциплины, инкорпорированные в ры нок знаний» (Humanities Inc.). На авансце ну процесса формирования содержания учебных программ выходит междисципли нарность в новом качестве. Это составные образовательные продукты, которые в лю бом сочетании содержат бизнес-компонент и менеджмент. Данная тенденция вызывает структурную перестройку традиционных факультетов и кафедр, которые вынужде ны трансформироваться в межфакультет- ские корпорации для реализации междисцип линарных программ. «Передвижной состав» данных структур ориентирован на внеш ний запрос рынка и соответственно уни верситетской аудитории, которая опирает ся на индивидуальный образовательный маршрут, продиктованный также накопи тельной системой кредитов. Не нужно объ яснять, что за этим следует уход в прошлое штатного состава профессионалов, на сме ну которым придут реализаторы времен ных контрактов. Статус преподавателя и ученого также претерпевает изменения, завися не столько от умения производить знания, сколько от умения его выгодно продавать через сис тему коммерческого набора студентов, вы годных грантов и контрактов, рекламных публикаций и т. д. Более того, требуются специалисты, владеющие несколькими об ластями знаний, технологиями перена- страивания процесса обучения, полностью интегрированными в современные муль тимедийные технологии. Все это диктует переориентацию программ подготовки и переподготовки преподавательских кадров. Данную нишу рынка образовательных услуг уже спешат занять учебные заведения, разо бравшиеся раньше других в тенденциях ры ночной ориентированностиобразования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=