Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ПЕДАГОГИКА № 3, 2005 вает рамка социальной ответственности образования. Главным признаком данного глобального изменения является новый подход к экономической деятельности уни­ верситета, а точнее к его финансированию ифинансовой состоятельности. Историческая традиция развития уни­ верситета, как главной структурной со­ ставляющей образовательной системы большинства стран западного мира, пред­ полагала значительные объемы государст­ венного финансирования для поддержания всей инфраструктуры учебных заведений идеятельности профессорско-преподаватель­ ского состава. Однако в эпоху глобальных изменений современного общества повсеместно наб­ людается сокращение государственного фи­ нансирования высшего образования. Ана­ лиз показывает, что данное сокращение ка­ сается как развивающихся, так и развитых стран. Наблюдается также изменение прин­ ципов и структуры финансирования со сто­ роны государства. Наряду с выделением определенной суммы в зависимости от ко­ личества студентов выделение финансовых средств стало зависеть главным образом от рейтинга университета. Немаловажной тен­ денцией в развитии высшего образования впоследние годы является введение платы за обучение даже в тех странах, где тради­ ционно оно было бесплатным. Все чаще университеты вынуждены искать альтернативные источники финан­ сирования, выходя на рынок услуг в основ­ ном консалтингового характера. Значитель­ ные суммы поступают на счета универ­ ситетов от отдельных выпускников или ас­ социаций выпускников. Таким образом, государство априори пересматривает подходы к социальной ро­ ли в развитии образования в целом и уни­ верситетского образования в частности. В эпоху повальной коммерциализации и менеджеризма большинство университетов Запада приравниваются к другим субъек­ там рыночных отношений. Университет вынужден выступать самостоятельным иг­ роком на рынке образовательных услуг, что принципиально меняет природу уни­ верситетского образования. Ориентация на «доходность» и конкурентоспособность определяют характер образовательной дея­ тельности, структуру и содержание обра­ зования. Факультеты, кафедры, лаборато­ рии, научные объединения рассматривают­ ся с точки зрения коммерческой пользы и «вклада в общую копилку». В области содержания образования и научных исследований данные тенденции особенно болезненно затрагивают гумани­ тарные области знания. Для приобретения рыночной стоимости и спроса на рынке образовательных услуг гуманитарные нау­ ки трансформируются в так называемые «дисциплины, инкорпорированные в ры­ нок знаний» (Humanities Inc.). На авансце­ ну процесса формирования содержания учебных программ выходит междисципли­ нарность в новом качестве. Это составные образовательные продукты, которые в лю­ бом сочетании содержат бизнес-компонент и менеджмент. Данная тенденция вызывает структурную перестройку традиционных факультетов и кафедр, которые вынужде­ ны трансформироваться в межфакультет- ские корпорации для реализации междисцип­ линарных программ. «Передвижной состав» данных структур ориентирован на внеш­ ний запрос рынка и соответственно уни­ верситетской аудитории, которая опирает­ ся на индивидуальный образовательный маршрут, продиктованный также накопи­ тельной системой кредитов. Не нужно объ­ яснять, что за этим следует уход в прошлое штатного состава профессионалов, на сме­ ну которым придут реализаторы времен­ ных контрактов. Статус преподавателя и ученого также претерпевает изменения, завися не столько от умения производить знания, сколько от умения его выгодно продавать через сис­ тему коммерческого набора студентов, вы­ годных грантов и контрактов, рекламных публикаций и т. д. Более того, требуются специалисты, владеющие несколькими об­ ластями знаний, технологиями перена- страивания процесса обучения, полностью интегрированными в современные муль­ тимедийные технологии. Все это диктует переориентацию программ подготовки и переподготовки преподавательских кадров. Данную нишу рынка образовательных услуг уже спешат занять учебные заведения, разо­ бравшиеся раньше других в тенденциях ры­ ночной ориентированностиобразования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=