Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Е. Я. Орехова КАК ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕНЯЕТ НАШУУНИВЕРСИТЕТСКУЮЖИЗНЬ В статье рассматриваются современные тенденции развития университетского образования, обусловленные глобальными процессами, происходящими в мире. Акцент сделан на анализ экономической составляющей деятельности университе­ та, на закономерности функционирования учебного заведения в рыночной среде. Приведенные данные касаются как университетов европейского континента, так и высших учебных заведений США. По общему мнению, наша эпоха раз­ вивалась под воздействием науки, техно­ логии и интеллектуального рационализма, возникших в XVII-XVIII вв. Западную ин­ дустриальную культуру сформировали идеи Просвещения, стремившиеся заме­ нить влияние религии и догм более разум­ ным подходом к реальной жизни. Однако мир, в котором мы живем сегодня, не слишком соответствует данным концепци­ ям, получившим в XX в. самое широкое распространение. Надежда на интенсивное развитие науки и технологий, которые сде­ лают общество более стабильным, упоря­ доченным, предсказуемым и управляемым, не оправдались. Возникли в последние де­ сятилетия прошлого века и возникают ны­ не факторы риска и неопределенности, связанные с глобализацией. Размышления о том, является ли гло­ бализация сколь-нибудь новым явлением в истории развития человечества, уже вы­ звали оживленные дискуссии на страницах научных изданий и в прессе. Автор данной статьи тоже рассматривал сей предмет, а также некоторые аспекты глобальных тен­ денций в развитии образования в России и за рубежом. Поэтому логично было бы продолжить анализ влияния глобализации на образовательные системы стран, кото­ рые несмотря на их экономическое и поли­ тическое могущество уже ощущают неод­ нозначные последствия этого процесса. Учитывая, что глобализация - сложное сочетание целого ряда процессов (эконо­ мических, технологических, политических, культурных), развивающихся противоре­ чиво, порой в противоположных направле­ ниях, необходимо внимательно относиться к тому, что данный парадокс не обходит стороной и систему образования. Противоречия, возникающие в эпоху глобализации как по «вертикали», так и по «горизонтали» общественного развития, обнаруживают в образовании новые образ­ цы, ориентиры, мотивации и нормы. При анализе трансформаций универ­ ситетского образования в рассматривае­ мых условиях есть все основания конста­ тировать наличие переориентации универ­ ситета с просветительско-абсолютного зна­ ния на утилитарно-полезное. Здесь есть ре­ зон вновь обратиться к историческим урокам эпохи Просвещения, когда барон JI. Гольбах, развенчивая традиционный уклад образо­ вания, обозначил новые векторы его разви­ тия: «Пусть учителя больше не заставляют людей обращать взгляд к небесам, пора им, наконец, опустить его на землю. Позволим человеческой мысли, уставшей от непо­ стижимой теологии, смехотворных небы­ лиц, неразгадываемых загадок, ребяческих церемоний, обратиться к изучению приро­ ды, к доступным пониманию предметам, осмысленным истинам и полезному зна­ нию. Стоит избавить людей от пустых хи­ мер, и разумные суждения вскоре сами со­ бой возникнут в умах, казалось бы, обре­ ченных вечно ошибаться». Вот и сегодня преобладание прагмати- чески-ограниченного знания, ориентиро­ ванного на немедленную экономическую выгоду, приводит к изменениям в функ­ ционировании основных элементов всей университетской системы. Фундаменталь­ ные знания оттесняются на периферию, уступая место технологиям и практиче­ ским навыкам, что, безусловно, ограничи

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=