Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого равлении воспитательной системой меха низмы ее обновления заложены в самой сис теме. Хорошо поставленная объективная информация о состоянии и функционирова нии системы, нацеленность преподавателей и студенческого актива на постоянный твор ческий поиск делают обновление системы процессом планомерным, управляемым. Обновление системы может иметь не только прогрессивный, но и консерватив ный, не только развивающий, но и разру шающий характер. Это зависит от педагоги ческой концепции, которая лежит в основе системы, адекватности ее перспективам развития общества, а также от доминирую щего вида деятельности, являющегося главным системообразующим фактором. Переход от одного вида системообра зующей деятельности к другому сам по себе очень сложен. Он менее болезнен, если со вершается в рамках одной педагогической концепции, если система сориентирована на личность воспитанника, на развитие его природных задатков и способностей, на создание обстановки социальной защищен ности, творческого содружества. Обновление системы осуществляется за счет инноваций, которые и поднимают ее на новую ступень. Целью этапа обновления воспитатель ной системы является стимулирование про цесса самосовершенствования. При этом ме няется смысл конструирования всех функциональных элементов воспитательной системы - содержательная и процессуальная подготовка специалиста. Изменяется педаго гическая позиция: отношение к педагогиче- ' ской деятельности, в том числе воспитатель ной, которая определяет весь характер ее протекания; способы реализации творческо го потенциала; источники активности; фак торы внутреннего одобрения; восприятие социокультурных ценностей. Объективные положительные проявле ния системы нередко ведут к омертвлению оправдавшего себя опыта, порождают стерео типы. Вэтом случае возникаетторможение. Анализ законодательства, регламенти рующего воспитательную работу в учеб ных заведениях, обнаруживает, что за по следние годы правовое поле, определяющее организацию воспитательной работы со сту дентами вузов, значительно расширилось. В связи с этим ученый совет ТГПУ им. Л. Н. Толстого принял решения, определив шие новый этап развития этого важнейшего направления деятельности вуза, иразработал Концептуальную программу развития вос питательной системы университета. Концептуальная программа призвана определить направления развития воспита тельной системы на 2002-2005 гг. и пред ставляет собой совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи, органи зацию и содержание воспитательной сис темы в педагогическом вузе. Разработка Концептуальной програм мы осуществлялась с учетом требований очередного этапа реформирования сис темы образования, а также имеющихся в университете опыта и традиций воспита ния. В основу разработки концепции были положены анализ нормативной базы, ре ального состояния воспитательной работы в вузах, теоретических и методических подходов к воспитанию студентов, резуль таты социологических исследований и следующие программные документы: - Конвенция о правах ребенка; - Закон РФ «Об образовании»; - Федеральный закон «Об утвержде нии Федеральной программы развития об разования» (2000 г.); - Программа развития воспитания в системе образования России на 1999- 2001 годы; - Программа «Студенчество России» (2002-2006 гг.); - Концепция модернизации россий ского образования на период до 2010 года; - Государственные образовательные стандарты высшего педагогического обра зования. В качестве методологических ориен тиров Концептуальной программы выс тупили: идея педагогической поддержки (О. С. Газман), идея коллективного воспи тания (советский и зарубежный опыт); идея педагогически организованного сообщества (студенты, преподаватели, родители). Основными видами деятельности учи теля являются профессионально-педагоги ческая и социально-культурная, поэтому стратегической целью воспитания будущих учителей является развитие и формирование духовно богатой личности студента как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=