Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого равлении воспитательной системой меха­ низмы ее обновления заложены в самой сис­ теме. Хорошо поставленная объективная информация о состоянии и функционирова­ нии системы, нацеленность преподавателей и студенческого актива на постоянный твор­ ческий поиск делают обновление системы процессом планомерным, управляемым. Обновление системы может иметь не только прогрессивный, но и консерватив­ ный, не только развивающий, но и разру­ шающий характер. Это зависит от педагоги­ ческой концепции, которая лежит в основе системы, адекватности ее перспективам развития общества, а также от доминирую­ щего вида деятельности, являющегося главным системообразующим фактором. Переход от одного вида системообра­ зующей деятельности к другому сам по себе очень сложен. Он менее болезнен, если со­ вершается в рамках одной педагогической концепции, если система сориентирована на личность воспитанника, на развитие его природных задатков и способностей, на создание обстановки социальной защищен­ ности, творческого содружества. Обновление системы осуществляется за счет инноваций, которые и поднимают ее на новую ступень. Целью этапа обновления воспитатель­ ной системы является стимулирование про­ цесса самосовершенствования. При этом ме­ няется смысл конструирования всех функциональных элементов воспитательной системы - содержательная и процессуальная подготовка специалиста. Изменяется педаго­ гическая позиция: отношение к педагогиче- ' ской деятельности, в том числе воспитатель­ ной, которая определяет весь характер ее протекания; способы реализации творческо­ го потенциала; источники активности; фак­ торы внутреннего одобрения; восприятие социокультурных ценностей. Объективные положительные проявле­ ния системы нередко ведут к омертвлению оправдавшего себя опыта, порождают стерео­ типы. Вэтом случае возникаетторможение. Анализ законодательства, регламенти­ рующего воспитательную работу в учеб­ ных заведениях, обнаруживает, что за по­ следние годы правовое поле, определяющее организацию воспитательной работы со сту­ дентами вузов, значительно расширилось. В связи с этим ученый совет ТГПУ им. Л. Н. Толстого принял решения, определив­ шие новый этап развития этого важнейшего направления деятельности вуза, иразработал Концептуальную программу развития вос­ питательной системы университета. Концептуальная программа призвана определить направления развития воспита­ тельной системы на 2002-2005 гг. и пред­ ставляет собой совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи, органи­ зацию и содержание воспитательной сис­ темы в педагогическом вузе. Разработка Концептуальной програм­ мы осуществлялась с учетом требований очередного этапа реформирования сис­ темы образования, а также имеющихся в университете опыта и традиций воспита­ ния. В основу разработки концепции были положены анализ нормативной базы, ре­ ального состояния воспитательной работы в вузах, теоретических и методических подходов к воспитанию студентов, резуль­ таты социологических исследований и следующие программные документы: - Конвенция о правах ребенка; - Закон РФ «Об образовании»; - Федеральный закон «Об утвержде­ нии Федеральной программы развития об­ разования» (2000 г.); - Программа развития воспитания в системе образования России на 1999- 2001 годы; - Программа «Студенчество России» (2002-2006 гг.); - Концепция модернизации россий­ ского образования на период до 2010 года; - Государственные образовательные стандарты высшего педагогического обра­ зования. В качестве методологических ориен­ тиров Концептуальной программы выс­ тупили: идея педагогической поддержки (О. С. Газман), идея коллективного воспи­ тания (советский и зарубежный опыт); идея педагогически организованного сообщества (студенты, преподаватели, родители). Основными видами деятельности учи­ теля являются профессионально-педагоги­ ческая и социально-культурная, поэтому стратегической целью воспитания будущих учителей является развитие и формирование духовно богатой личности студента как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=