Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ПЕДАГОГИКА № 3, 2005 В 1997/1998 учебном году по решению ученого совета университета реализована программа «Творческий потенциал студен та». Проведенное исследование позволило определить творческий потенциал выпуск ников педагогических колледжей, выявить имеющиеся у них навыки творческой дея тельности. Были оформлены творческие паспорта на выпускников средних специ альных учебных заведений (более 70 %). Все это позволило определить степень во влеченности студентов в воспитательную деятельность и оценить результативность воспитательной работы. Был принят пакет постановлений уче ного совета университета, совета при рек торе, приказов ректора о создании и разви тии воспитательной системы университета. Кчислу важнейших из них можно отнести: - Устав университета и Правила внут реннего распорядка; - Положение об общежитии; - Положениео куратореучебной группы; - приказ № 9 от 21 января 1999 г. о«Дне творчества», приказ № 240 от 1 сен тября 2000 г. «Об управлении воспита тельной работы со студентами». Был принят ряд положений, способст вующих развитию воспитательной системы университета и подъему воспитательной ра ботына новыйкачественный уровень. Таким образом, на втором этапе в экспе рименте решались такие основные задачи: - дальнейшая демократизация жизни университета; - формирование органов управления воспитательной системой; - усиление роли студенческого само управления. Все это способствовало развитию сту денческого коллектива, органов соуправ- ления и студенческого самоуправления. Завершение второго этапа характери зовалось стабилизацией воспитательной системы, четким оформлением ее струк турных компонентов, созданием органов студенческого самоуправления. Главной ценностью стала личность, ее интересы, способности. Повысился уровень воспи танности студентов. Изменился стиль от ношений внутри педагогического коллек тива. Их стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество. Коллек тивная творческая деятельность приобрела господствующий характер. В течение третьего этапа реализации программы воспитательная система окон чательно оформляется: каждый компонент ее занимает свое место, системные связи крепнут, воспитательная система работает в заданном режиме. Усиливаются интеграци онные процессы, проникая в учебно познавательную деятельность и органически связывая ее с воспитанием. Студенческо- преподавательский коллектив переходит в новое качественное состояние: он все чаще выступает как единое целое, как сообщество объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого, содружества иобщей ответст венностью. Формируется чувство сообщест ва, интенсивно развиваются процессы фор мирования коллективного и индивидуаль ного самосознания. Заметно усиливается внимание коллектива к личности. В системе возникают свои механизмы воспроизводст ва. Она накапливает, аккумулирует тради ции. Возникает социальное наследование. Педагогический коллектив тоже переходит в новое качественное состояние. Двигателем же системы является по стоянный рост социальных потребностей коллектива. Своевременное удовлетворе ние этих растущих потребностей предо храняет систему от застойных явлений. На этом этапе утверждаются системо образующие виды деятельности; выявля ются приоритетные направления функцио нирования системы; закрепляются зради- ции; идет отработка наиболее эффектив ных педагогических технологий. Главными методами развития воспита тельной системы становятся методы организа ции разносторонней деятельности, общения, усвоения опытаобщественного поведения. Становление и развитие студенческого самоуправления в образовательном учреж дении требуют особой (бережной, гумани стической) позиции преподавателей, потому что смысл студенческого самоуправления состоит в том, чтобы в процессе деятельно сти (в различных формах совместной рабо ты) студенты приобретали опыт гуманисти ческих, демократических отношений. Всякая система имеет свойство старе ния. При эффективном педагогическом уп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=