Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ПЕДАГОГИКА № 3, 2005 В 1997/1998 учебном году по решению ученого совета университета реализована программа «Творческий потенциал студен­ та». Проведенное исследование позволило определить творческий потенциал выпуск­ ников педагогических колледжей, выявить имеющиеся у них навыки творческой дея­ тельности. Были оформлены творческие паспорта на выпускников средних специ­ альных учебных заведений (более 70 %). Все это позволило определить степень во­ влеченности студентов в воспитательную деятельность и оценить результативность воспитательной работы. Был принят пакет постановлений уче­ ного совета университета, совета при рек­ торе, приказов ректора о создании и разви­ тии воспитательной системы университета. Кчислу важнейших из них можно отнести: - Устав университета и Правила внут­ реннего распорядка; - Положение об общежитии; - Положениео куратореучебной группы; - приказ № 9 от 21 января 1999 г. о«Дне творчества», приказ № 240 от 1 сен­ тября 2000 г. «Об управлении воспита­ тельной работы со студентами». Был принят ряд положений, способст­ вующих развитию воспитательной системы университета и подъему воспитательной ра­ ботына новыйкачественный уровень. Таким образом, на втором этапе в экспе­ рименте решались такие основные задачи: - дальнейшая демократизация жизни университета; - формирование органов управления воспитательной системой; - усиление роли студенческого само­ управления. Все это способствовало развитию сту­ денческого коллектива, органов соуправ- ления и студенческого самоуправления. Завершение второго этапа характери­ зовалось стабилизацией воспитательной системы, четким оформлением ее струк­ турных компонентов, созданием органов студенческого самоуправления. Главной ценностью стала личность, ее интересы, способности. Повысился уровень воспи­ танности студентов. Изменился стиль от­ ношений внутри педагогического коллек­ тива. Их стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество. Коллек­ тивная творческая деятельность приобрела господствующий характер. В течение третьего этапа реализации программы воспитательная система окон­ чательно оформляется: каждый компонент ее занимает свое место, системные связи крепнут, воспитательная система работает в заданном режиме. Усиливаются интеграци­ онные процессы, проникая в учебно­ познавательную деятельность и органически связывая ее с воспитанием. Студенческо- преподавательский коллектив переходит в новое качественное состояние: он все чаще выступает как единое целое, как сообщество объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого, содружества иобщей ответст­ венностью. Формируется чувство сообщест­ ва, интенсивно развиваются процессы фор­ мирования коллективного и индивидуаль­ ного самосознания. Заметно усиливается внимание коллектива к личности. В системе возникают свои механизмы воспроизводст­ ва. Она накапливает, аккумулирует тради­ ции. Возникает социальное наследование. Педагогический коллектив тоже переходит в новое качественное состояние. Двигателем же системы является по­ стоянный рост социальных потребностей коллектива. Своевременное удовлетворе­ ние этих растущих потребностей предо­ храняет систему от застойных явлений. На этом этапе утверждаются системо­ образующие виды деятельности; выявля­ ются приоритетные направления функцио­ нирования системы; закрепляются зради- ции; идет отработка наиболее эффектив­ ных педагогических технологий. Главными методами развития воспита­ тельной системы становятся методы организа­ ции разносторонней деятельности, общения, усвоения опытаобщественного поведения. Становление и развитие студенческого самоуправления в образовательном учреж­ дении требуют особой (бережной, гумани­ стической) позиции преподавателей, потому что смысл студенческого самоуправления состоит в том, чтобы в процессе деятельно­ сти (в различных формах совместной рабо­ ты) студенты приобретали опыт гуманисти­ ческих, демократических отношений. Всякая система имеет свойство старе­ ния. При эффективном педагогическом уп

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=