Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого На первый план была выдвинута зада­ ча повышения культуры студенческого са­ моуправления, адекватного потребностям самих студентов, в том числе выпускников средних специальных учебных заведений; были разработаны рекомендации по орга­ низации воспитательной работы в педкол- леджах и педучилищах. Система воспитательной работы в уни­ верситете осуществлялась с учетом ряда принципов, прежде всего принципа ини­ циативы и самостоятельности, согласно которому в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания са­ мих ее участников, были созданы условия для участия всех или большинства учащих­ ся в планировании, подготовке и проведении мероприятий. В связи с этим с 1998/1999 учебного года в ТГПУ им. Л. Н. Толстого действует комплексная программа по раз­ витию студенческого самоуправления, приз­ ванная способствовать профессиональной и культурно-нравственной самореализации студентов и их активному участию в уп­ равлении делами университета. Для повышения эффективности дан­ ной работы при воспитательном отделе ТГПУ регулярно проводится учеба студен­ ческого актива по различным направлени­ ям воспитательной деятельности в универ­ ситете. В результате по основным направ­ лениям воспитательной работы сформиро­ вались инициативные группы из числа заинтересованных студентов. Стали традиционными совместные соб­ рания представителей администрации и сту­ денческого самоуправления, на которых об­ суждаются вопросы университетской жизни: жилищно-бытовые условия •в общежитиях; медицинское обслуживание; организация общественного питания, отдыха идосуга; физкультурно-оздоровительная работа идр. В ходе исследовательской деятельности был получен значительный массив инфор­ мации. Результаты исследований стали ос­ новой при составлении перспективных пла­ нов и программ воспитательной работы. При планировании работы в универси­ тете была предпринята попытка учета цен­ ностно-мировоззренческих установок, идеа­ лов и смысложизненных целей, а также личностных качеств выпускников педкол- леджей и педучилищ. Анализ всех структурных компонентов системы воспитательной работы позволил выявить имеющиеся у нее резервы, основ­ ные направления ее развития, повысить деятельность механизма управления. Для обеспечения функционирования и развития внеучебной воспитательной рабо­ ты был создан совет при проректоре, в со­ став которого вошли заместители деканов и руководители подразделений по вне­ учебной работе. Совет решает следующие задачи: 1) разрабатывает стратегию и коорди­ нирует воспитательную работу подразде­ лений внеучебной работы, администрации университета и общественных объедине­ ний, содействуя устранению дублирования в этой работе и определяя ее основные на­ правления в соответствующий период; 2) содействует выполнению комплекс­ ной программы и плана воспитательной работы (главным образом путем обобще­ ния опыта и разработки рекомендаций по распространению и внедрению его в практи­ ку, путем формирования планов-программ по конкретным направлениям воспитатель­ ной работы); выявляет эффективность про­ водимых воспитательныхмероприятий; 3) разрабатывает предложения и реко­ мендации по совершенствованию системы воспитательной работы, ее финансовому и кадровому обеспечению, составляет мето­ дические и нормативные документы, спо­ собствующие проведению воспитательного процесса на должном уровне. Показателем уровня творческого потен­ циала студента служит степень вовлеченно­ сти его в социальное творчество, в процессы интенсификации основных сфер жизнедея­ тельности университета иобщества. Годы учебы в университете - это этап жизни, на протяжении которого студенты формируют собственную среду развития, участвуют в таких видах деятельности, ко­ торые выступают в качестве личностно­ образующих факторов и определяют мо­ дели их поведения. Процесс включения студентов в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и про­ фессиональную подготовку, но и путем выбора способов собственной активности и форм социального взаимодействия, фор­ мирования ценностных ориентаций.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=