Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

СОТРУДНИЧЕСТВО № 3, 2005 проедающего до костей, как собака». Об­ ладая « огромным, бешеным, сверхчелове­ ческим умом» [3, 259], дьявол легко раз­ веивает опасения героя-повествователя относительно близкого конца света, вы­ званного финансовым кризисом. Настоя­ щий конец света печальный черт видит не в спекулятивных играх на финансовых биржах, а в частной истории крестьянина- полешука, рассказанной когда-то Змитро- ком Бедулей, который в свое время « пона - писывал о Панасовой жизни на небе » [3, 260]. В данном случае Алесь Гарун имеет в виду рассказ «по мотивам народной сказ­ ки » [2, 135] Змитрока Бедули «Панас на небе», написанный в 1914 г. в Вильно и впервые напечатанный 11 декабря 1919 г. в «Беларуси» [2, 334]. Сюжет произведения основан на том, что крестьянин-полешук Панас после смерти попадает на небо. Оказавшись перед рай­ скими вратами, он много сил приложил, чтобы присоединиться к числу праведни­ ков, так как на земле отличался не самой набожной жизнью. Наконец, достигнув своей цели, он, спасаясь от тоски небесно­ го безделья, «сделался <...> помощником ключника при вратах рая». Однако испол­ нял эти несложные и чем-то даже прият­ ные обязанности Панас лишь до тех пор, пока не увидел однажды перед собой свою бывшую жену Теклю, которая «была мученица при Панасе на земле», поэтому святой Петр ее «сразу пустил в рай» [2, 138]. « Мученица» Текля, увидев своего бывшего мужа среди святых, по привычке « прогремела » возмущением. И в этих обстоятельствах обидчику бедной женщины оставалось только спасаться бегством: « Боженька, а мне теперь рай хуже ада станет! - застонал Панас и в большом стремлении перепрыгнул высокий забор и пустился бежать» [2, 139]. Неожиданно получив свободу, он на­ шел подобных себе «странников-поле- шуков », «разделил им <...> небо на полос­ ки и приказал работать». Сам же вождь небесной крестьянской вольницы «давно бросил свою старую Теклю, ведь она ему еще на земле опротивела, и взял себе двух жен», что дало Змитроку Бедуле основа­ ние для иронического замечания: «Только пусть это вас не удивляет, люди добрые, — на небе можно иметь много жен, ведь второй раз в могилу уже не загонят» [2, 139]. Молодые и любопытные Панасовы жены временами глядят на землю весело или грустно, плачут, ночью при лучинах прядут кудели, и люди на земле уверены, что это светят солнце и месяц, идет дождь и сияют звезды. Здесь необходимо отметить, что имен­ но свободная хлебопашеская община ви­ дится Змитроку Бедуле извечным идеалом патриархального общества, о котором лю­ ди мечтали еще с начала времен, когда за­ светило солнце, засверкали звезды и пер­ вые дожди омыли землю. Идеал этот потерян и пока недостижим в реальной земной жизни, поэтому мечта о новой жиз­ ни связана только со смертью и путешест­ вием на небеса, которые являются для пи­ сателя аналогом светлого будущего на земле, аналогом обретенного земледельче­ ского рая, где свободные и зажиточные полешуки пашут свои небесные « полосы» и развлекаются с молодыми женами. В этом отношении показательно, что од­ ним из условий обретения этого рая явля­ ется отказ от старой « опротивевшей» крик­ ливойжены -«мученицы». Змитрок Бедуля писал свой рассказ в 1914 г., когда надежды на свободное крес­ тьянское счастье казались призрачными мечтами, но печатался этот рассказ в 1919 г., когда победившая социалистическая рево­ люция провозгласила их насущной реаль­ ностью. Но, как считают многие белорус­ ские писатели, и Алесь Гарун в том числе, эти мечты так и остались мечтами и при новой рабоче-крестьянской власти, которая обещала принести долгожданную свободу работникам-хлеборобам. И ироническим вестником этого выступает именно дьявол в старом несуразном «сюртуке» из были «В Панасовом селе» (1920), который сту­ деной зимней ночью прилетел к рассказчи­ ку с грустными вестями: «А вот что: разве не читали, как 3. Бедуля понаписывал оПанасовой жизни на небе - и звездочки не звездочки,- а оно совсем не так, и все неправда. Не думайте только, что я хочу вас с паном 3. Бедулей поссорить - вино­ ват не он, о запоздалое радио, - однако я больше для этого и прилетел, чтобы вам всю правду рассказать. Все, что написал

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=