Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
СОТРУДНИЧЕСТВО № 3, 2005 проедающего до костей, как собака». Об ладая « огромным, бешеным, сверхчелове ческим умом» [3, 259], дьявол легко раз веивает опасения героя-повествователя относительно близкого конца света, вы званного финансовым кризисом. Настоя щий конец света печальный черт видит не в спекулятивных играх на финансовых биржах, а в частной истории крестьянина- полешука, рассказанной когда-то Змитро- ком Бедулей, который в свое время « пона - писывал о Панасовой жизни на небе » [3, 260]. В данном случае Алесь Гарун имеет в виду рассказ «по мотивам народной сказ ки » [2, 135] Змитрока Бедули «Панас на небе», написанный в 1914 г. в Вильно и впервые напечатанный 11 декабря 1919 г. в «Беларуси» [2, 334]. Сюжет произведения основан на том, что крестьянин-полешук Панас после смерти попадает на небо. Оказавшись перед рай скими вратами, он много сил приложил, чтобы присоединиться к числу праведни ков, так как на земле отличался не самой набожной жизнью. Наконец, достигнув своей цели, он, спасаясь от тоски небесно го безделья, «сделался <...> помощником ключника при вратах рая». Однако испол нял эти несложные и чем-то даже прият ные обязанности Панас лишь до тех пор, пока не увидел однажды перед собой свою бывшую жену Теклю, которая «была мученица при Панасе на земле», поэтому святой Петр ее «сразу пустил в рай» [2, 138]. « Мученица» Текля, увидев своего бывшего мужа среди святых, по привычке « прогремела » возмущением. И в этих обстоятельствах обидчику бедной женщины оставалось только спасаться бегством: « Боженька, а мне теперь рай хуже ада станет! - застонал Панас и в большом стремлении перепрыгнул высокий забор и пустился бежать» [2, 139]. Неожиданно получив свободу, он на шел подобных себе «странников-поле- шуков », «разделил им <...> небо на полос ки и приказал работать». Сам же вождь небесной крестьянской вольницы «давно бросил свою старую Теклю, ведь она ему еще на земле опротивела, и взял себе двух жен», что дало Змитроку Бедуле основа ние для иронического замечания: «Только пусть это вас не удивляет, люди добрые, — на небе можно иметь много жен, ведь второй раз в могилу уже не загонят» [2, 139]. Молодые и любопытные Панасовы жены временами глядят на землю весело или грустно, плачут, ночью при лучинах прядут кудели, и люди на земле уверены, что это светят солнце и месяц, идет дождь и сияют звезды. Здесь необходимо отметить, что имен но свободная хлебопашеская община ви дится Змитроку Бедуле извечным идеалом патриархального общества, о котором лю ди мечтали еще с начала времен, когда за светило солнце, засверкали звезды и пер вые дожди омыли землю. Идеал этот потерян и пока недостижим в реальной земной жизни, поэтому мечта о новой жиз ни связана только со смертью и путешест вием на небеса, которые являются для пи сателя аналогом светлого будущего на земле, аналогом обретенного земледельче ского рая, где свободные и зажиточные полешуки пашут свои небесные « полосы» и развлекаются с молодыми женами. В этом отношении показательно, что од ним из условий обретения этого рая явля ется отказ от старой « опротивевшей» крик ливойжены -«мученицы». Змитрок Бедуля писал свой рассказ в 1914 г., когда надежды на свободное крес тьянское счастье казались призрачными мечтами, но печатался этот рассказ в 1919 г., когда победившая социалистическая рево люция провозгласила их насущной реаль ностью. Но, как считают многие белорус ские писатели, и Алесь Гарун в том числе, эти мечты так и остались мечтами и при новой рабоче-крестьянской власти, которая обещала принести долгожданную свободу работникам-хлеборобам. И ироническим вестником этого выступает именно дьявол в старом несуразном «сюртуке» из были «В Панасовом селе» (1920), который сту деной зимней ночью прилетел к рассказчи ку с грустными вестями: «А вот что: разве не читали, как 3. Бедуля понаписывал оПанасовой жизни на небе - и звездочки не звездочки,- а оно совсем не так, и все неправда. Не думайте только, что я хочу вас с паном 3. Бедулей поссорить - вино ват не он, о запоздалое радио, - однако я больше для этого и прилетел, чтобы вам всю правду рассказать. Все, что написал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=