Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого рушении старинной крестьянской идиллии: «С тех пор, как черт где не поймет, // Там слушает он бабские советы, // В бабской крутится толпе / / Ив аду этим поддер живает порядок!» [1, 48]. Однако не только « бабская толпа » яв ляется «адом», но и сам настоящий ад, где хватает людей всех без исключения соци альных положений, где «и пан, и нищий», «генерал и солдат », «эконом и мужик» («Был в Чистилище!») несут кару за непра ведную жизнь, все же, по убеждению по эта, является преимущественно «бабским обществом» и впечатляет не столько соци альной (хоть Франтишек Богушевич отме чает, что «мужиков здесь не так уж и много», а «все больше богатых панов»), сколько гендерной диспропорцией: «Пойду в чистилище я то, посмотрю на чудеса! // Ну и чудеса, братец, в том чистилище! <...> А что баб и девок - скажу так - // Втрое больше, чеммужчин по счету. //Кто за что, а бабы - больше за язык. <...> Мно го оченьмолодых, что обманывалимужей; // Колдуний и старых сводниц » [1, 63]. И показательно, что в определении главных женских пороков, стоивших адской кары, поэт-демократ второй половины XIX в. полностью солидарен со средневековыми монахами-доминиканцами: болтливость, брачная измена и колдовство. Конечно, эта солидаризация довольно условна и нес колько иронична, однако чрезвычайно по казательна в плане живучести и стойкости старых стереотипов, которые могут вы звать у читателя улыбку, но не отторжение. Именно этим объяснялась популярность подобного рода сюжетов, которые неиз бежно пробуждали в массовом крестьян ском подсознании гендерные архетипы, питающие социальный миф патриархаль ного белорусского крестьянства. К числу подобного рода произведений можно отне сти и стихотворение поэта-священника Ка зимира Свояка «Бабе и черт дорогу уступа ет» (1924), герой которого при действенной помощи жены обманывает незадачливого дьявола [7, 101-106], а также притчу Вац лава Ластовского «Злая баба» (1923). Ге рой притчи, крестьянин, у которого была «злая» жена, решил однажды при помощи хорошей розги «дать науку бабе», но та «на злость ему, прыгнула с берега в омут иутопилась». Через год мужик, чувствуя вину, возвращается к омуту, но вместо ба бы вытягивает оттуда вожжами черта, ко торый падает «на колени перед дедом и да вай благодарить, что спас». По словам нечистого, злая баба, которая попала в дья вольский «тихий омут», в «ад его превра тила », а самого его «совсем замучила». После этого крестьянин решает не спасать жену, а «с чертом так и ничего: подру жился дед, и долго вместе поле пахали, пни корчевали, и браниться даже не бра нились » [4, 168]. Таким образом, представлена парадок сальная ситуация, в которой совместная жизнь с чертом является для патриархаль ного крестьянина меньшим злом, чем жизнь с законной женой. Именно при по мощи такой художественной гиперболы отдельные белорусские писатели начала XX в. стремились отразить не только кри зис, но и окончательный упадок ценностей патриархальной семьи аграрного социума. В этом контексте дьявол осмыслялся ими как хороший знакомый, едва ли не «род ной» персонаж извечной мистерии борьбы сил добра и зла с уже предопределенным Богом финалом. И само наличие дьявола как одного из действующих лиц этого сце нария служило своего рода гарантией «счастливого» завершения сакральной ис тории, предсказанной библейскими проро ками. Но героями Апокалипсиса, воинами Судного дня стали вовсе не христианские праведники, как виделось древним проро кам, не знавшим силу настоящих возмож ностей окончательно освобожденной чело веческой натуры, и не под копытами небесной конницы во главе с архангелом Михаилом должен был погибнуть старый дух непокорности, а под бабскими нагово рами, так как «баба» (resp. человек), кото рая считает себя свободной от старых мо ральных принципов и канонов, действи тельно страшнее дьявола. Наиболее ярко и отчетливо подобную мысль высказывает в своей были «В Панасовом селе» (1920) Алесь Гарун, перед героем которого сту деной зимней ночью является почти вызы вающий жалость дьявол в старом «немец кого кроя сюртуке» с «непозволительно короткими рукавами », пытаясь спастись от холода, «достающего до самого нутра,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=