Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого пенсируя разрушительное влияние разного рода социальных новаций на идеологиче ский фундамент феодализма. Из гордели вого ангела, извечного оппонента Бога, дьявол превратился в этих произведениях в подобие сельского «придурка», который своим нелепым видом, неловким поведе нием и недалеким умом веселил не на много более «утонченное» сельское обще ство, утверждая нерушимость старых догм и смехотворность новых общественных идей. Подобная парадигма художественно го воплощения извечного духа непокорно сти получила большую популярность в сельской среде и породила множество вариаций непосредственно фольклорного происхождения, которые затем народная культура «вернула» культуре высокой, книжной с началом эры романтизма, когда феодализм, наконец, почувствовал смер тельную угрозу. Дьявол-шут снова стано вится персонажем литературных произве дений, по старой привычке выступая несу разным врагом старой и простой патриар хальной морали. Комизм народной патриархальной «субидеологии» основывался прежде всего на шутливой гиперболизации некоторых знаковых элементов клерикальной идеоло гии аграрного общества. Причем эта ги перболизация ни в коем случае не дискре дитировала сам этот исходный элемент, но делала его более доступным и впечатляю щим для широких масс, так как только смех мог сравняться со страхом по силе своего эмоционального воздействия. И не только сравняться - ведь «не трагическое, ' а комическое более всего притягивает внимание широких масс, тем и объясняет ся популярность и распространенность комических представлений» [8, 29]. Поэто му дьявол должен был не только устрашать крестьянина, но и смешить его. Ярким примером подобного рода гиперболизации является убеждение средневековых клери кальных идеологов в том, что женщина не только является самой легкой добычей дьявола, но может нести и ббльшую угрозу для христианина (resp. мужчины), чем да же сам нечистый дух. Возможно, во вре мена Средневековья подобный тезис яв лялся только публицистической гипербо лой, риторической фигурой, призванной эмоционально укрепить прочность и неос поримость основных принципов гендерной стратификации феодального общества. Тем не менее даже самые значительные «авто ритеты» в этой сфере человеческих отно шений - Яков Шпренгер и Генрих Инсти- торис - однозначно утверждали, что жен щина «горче смерти, т. е. дьявола. Она горче смерти, ибо смерть является нату ральной и уничтожает лишь тело. Грех же, начатый женщиной, убивает душу через лишение Божьей милости, а также тело в наказание за грех. Она горче смер ти, ибо смерть тела - очевидный ужас ный враг. Аженщины - спрятанный, льстивый враг. Их сердце - силок, т. е. не измерима злоба, что властвует над их сердцем. Их руки - оковы» [10, 127]. Дан ный тезис - далеко не безупречный с точки зрения классического богословия; возмож но, именно в силу этой своей почти «ере тической небезупречности» он охотно вы двигается на первый план массовым народным сознанием; не просто выдвига ется, а комически гиперболизируется, от вергая законы формальной логики: «Если женщина страшнее дьявола, то и сам дья вол должен бояться ее». Таким образом, этот нехитрый силлогизм становится од ним из оснований народной демонологии и идеологии патриархального крестьянства (это продемонстрировал А. Ненадовец в монографии «Черт в преданиях белору сов» [5]), найдя отражение в ряде комиче ских фольклорных сюжетов, которые вскоре стали источником творчества мно гих профессиональных литераторов. Первым из авторов, использовавших их, как уже отмечалось, стал Адам Мицке вич с его балладой «Пани Твардовская». Главный персонаж баллады, герой много численных фольклорных преданий, попу лярных в свое время на землях бывшей Речи Посполитой, чернокнижник пан Твар довский, продавший дьяволу душу за бо гатство и величие, гуляет в корчме. При этом он заправляет корчемной « гулянкой » и «своеволием». Бражник и задира, он об ладает подчеркнуто маскулинными черта ми, помогающими ему в своеобразном состязании победить «солдата», кото рый после «удара сабли возле уха», на несенного Твардовским, превращается в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=