Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

СОТРУДНИЧЕСТВО № 3, 2005 С. И. Даниленко ОСОБЕННОСТИ ОСМЫСЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В КОНТЕКСТЕ ИНФЕРНАЛЬНОЙ ОБРАЗНОСТИ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX - НАЧАЛАXX в. В статье на материале белорусской литературы XIX - начала XX в. анализи­ руются особенности отражения гендерных стереотипов патриархального белорус­ ского крестьянства в контексте инфернальной образности. Кризис, связанный с приходом в бело­ русскую деревню XIX в. капиталисти­ ческих отношений, затронул все базовые элементы патриархального образа жизни Не стала в этом отношении исключением и патриархальная семья аграрного социу­ ма, основанная на патрилинейной системе наследования и представлений о превос­ ходстве мужчины над женщиной. Гендер­ ные стереотипы, на которых основывалась идеология патриархальной семьи как од­ ной из основ феодального общества, были максимально конкретно сформулированы в контексте христианской сакральной исто­ рии еще во времена Средневековья. Наи­ более известной, наиболее «хрестоматий­ ной» попыткой подобного рода кодифика­ ции системы взглядов на вопросы пола и брака стала известная книга домини­ канцев Якова Шпренгера и Генриха Инс- титориса «Молот ведьм» (1487). В этой книге два профессора теологии озвучили общее убеждение своего времени в том, что « женщины имеют недостатки как в душе, так и в теле, и что нет ничего уди­ вительного в том, что они осуществ­ ляют больше позорных действий», так как «уже при сотворении первой женщины эти ее недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого ребра, а именно - из кривого ребра, которое яко­ бы отклоняется от мужчины. Из этого недостатка следует и то, что жен­ щина всегда обманывает, ведь она только несовершенное животное» [10, 122]. Поэ­ тому, если женщина представлялась « несо­ вершенным животным », то именно она считалась не только первой и самой легкой добычей дьявола, но и главным инст­ рументом его дшгьнейших действий. И сред­ невековые теоретики «женского вопроса» выводят гри главных основания, облег­ чающих дьяволу его дело в отношениях с женщинами: «1) Они легковерные. Демон жаждет главным образом испортить ве­ ру человека. Этого легче всего достиг­ нуть у женщин. 2). Они быстрее под­ вергаются воздействию со стороны духов в сипу естественной влажности своего склада. 3) Их язык болтлив» [10, 121]. Все это, а также явная нехватка ума и под­ черкнутая аффективность поведения на долгие столетия предопределили представ­ ление о женщине как о социальном существе «второго сорта»: «Как из-за не­ хватки ума женщины скорее мужчин от­ ступают от веры, так и из-за своих не­ обычных аффектов и страстей они безумно ищут, выдумывают и исполняют свою месть при помощи чар и другими способами. Нет поэтому ничего удиви­ тельного в том, что среди женщин так много ведьм» [10, 124], которые выделя­ ются тремя « главными пороками, а именно: неверием, гордыней и жаждой плотских утех» [10, 128]. Естественно, что к XIX в. старые ген­ дерные догмы и стереотипы утратили свою прежнюю сакральную неприкасае­ мость и нерушимость, превращаясь време­ нами в объект народного юмора. Тем не менее именно они во многом предопре­ делили образный ряд и идейную направ­ ленность многих произведений белорус­ ской литературы XIX-XX вв. Так, одним из самых очевидных и отвратительных проявлений разрушения ценностей старой патриархальной семьи и ее постепенной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=