Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
СОТРУДНИЧЕСТВО № 3, 2005 С. И. Даниленко ОСОБЕННОСТИ ОСМЫСЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В КОНТЕКСТЕ ИНФЕРНАЛЬНОЙ ОБРАЗНОСТИ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX - НАЧАЛАXX в. В статье на материале белорусской литературы XIX - начала XX в. анализи руются особенности отражения гендерных стереотипов патриархального белорус ского крестьянства в контексте инфернальной образности. Кризис, связанный с приходом в бело русскую деревню XIX в. капиталисти ческих отношений, затронул все базовые элементы патриархального образа жизни Не стала в этом отношении исключением и патриархальная семья аграрного социу ма, основанная на патрилинейной системе наследования и представлений о превос ходстве мужчины над женщиной. Гендер ные стереотипы, на которых основывалась идеология патриархальной семьи как од ной из основ феодального общества, были максимально конкретно сформулированы в контексте христианской сакральной исто рии еще во времена Средневековья. Наи более известной, наиболее «хрестоматий ной» попыткой подобного рода кодифика ции системы взглядов на вопросы пола и брака стала известная книга домини канцев Якова Шпренгера и Генриха Инс- титориса «Молот ведьм» (1487). В этой книге два профессора теологии озвучили общее убеждение своего времени в том, что « женщины имеют недостатки как в душе, так и в теле, и что нет ничего уди вительного в том, что они осуществ ляют больше позорных действий», так как «уже при сотворении первой женщины эти ее недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого ребра, а именно - из кривого ребра, которое яко бы отклоняется от мужчины. Из этого недостатка следует и то, что жен щина всегда обманывает, ведь она только несовершенное животное» [10, 122]. Поэ тому, если женщина представлялась « несо вершенным животным », то именно она считалась не только первой и самой легкой добычей дьявола, но и главным инст рументом его дшгьнейших действий. И сред невековые теоретики «женского вопроса» выводят гри главных основания, облег чающих дьяволу его дело в отношениях с женщинами: «1) Они легковерные. Демон жаждет главным образом испортить ве ру человека. Этого легче всего достиг нуть у женщин. 2). Они быстрее под вергаются воздействию со стороны духов в сипу естественной влажности своего склада. 3) Их язык болтлив» [10, 121]. Все это, а также явная нехватка ума и под черкнутая аффективность поведения на долгие столетия предопределили представ ление о женщине как о социальном существе «второго сорта»: «Как из-за не хватки ума женщины скорее мужчин от ступают от веры, так и из-за своих не обычных аффектов и страстей они безумно ищут, выдумывают и исполняют свою месть при помощи чар и другими способами. Нет поэтому ничего удиви тельного в том, что среди женщин так много ведьм» [10, 124], которые выделя ются тремя « главными пороками, а именно: неверием, гордыней и жаждой плотских утех» [10, 128]. Естественно, что к XIX в. старые ген дерные догмы и стереотипы утратили свою прежнюю сакральную неприкасае мость и нерушимость, превращаясь време нами в объект народного юмора. Тем не менее именно они во многом предопре делили образный ряд и идейную направ ленность многих произведений белорус ской литературы XIX-XX вв. Так, одним из самых очевидных и отвратительных проявлений разрушения ценностей старой патриархальной семьи и ее постепенной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=