Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ответам выпускников педколледжей и пед­ училищ, которые оценили ее так: - благожелательная - 24 %; - нейтральная - 70 %; - напряженная - 3,5 %; - затруднились ответить - 2,5 %. Социальное развитие личности буду­ щего учителя немыслимо вне самооргани­ зации в студенческой среде. На вопрос «Каково Ваше отношение к самоуправлению?» распределение отве­ тов респондентов было следующим: - положительно - 66 %; - отрицательно - 16,6 %; - эта проблема не интересует - 17 %. Как видим, студенты в основном по­ ложительно относятся к необходимости студенческого самоуправления и измене­ ния акцентов воспитательной работы. Распределение ответов показывает, что студентам приходилось участвовать в ор­ ганизации студенческих праздников и ве­ черов (61 %), в субботниках (70 % ); в сту­ денческих конференциях (15 %); в спор­ тивных соревнованиях (6 % ). В целом можно отметить невысокую активность студентов по участию в раз­ личных мероприятиях, проводимых в уни­ верситете. Изучалась и проблема проведения сту­ дентами свободного времени. В целом ответы свидетельствовали о том, что студенты предпочитают актив­ ные виды досуга: посещение театров, кон­ цертов, спортивных соревнований; занятие физической культурой и спортом; участие в художественной самодеятельности, клу- -бах по интересам. При организации системы воспйтания в вузе было обращено внимание и на решение задачи творческого развития студентов, на создание для этого необходимых объектив­ ных условий и соответствующей мотива­ ции. В связи с этим студенты отвечали на вопрос «Насколько Вы удовлетворены ус­ ловиями, имеющимися в вузе для творче­ ского развития личности?»: - полностью могу проявить свои спо­ собности - 18 %; - условия недостаточны для проявле­ ния моих способностей - 33 %; - нет соответствующих условий для проявления моих способностей - 29 %. Одним из условий создания и развития воспитательной системы стало наличие в коллективе профессионалов-воспитателей, мастеров своего дела. Субъектами (и объектами) воспитания в университете выступили все без исклю­ чения преподаватели, сотрудники и сту­ денты - как глубоко взаимосвязанная, взаимозависимая общность. На первоначальном этапе исследова­ ния особенно важно было выяснить, како­ во отношение преподавателей к воспита­ тельной работе в вузе, какой смысл вкла­ дывают они в это понятие, считают ли вос­ питательную работу со студентами нужной и важной или воспринимают ее как излиш­ нюю нагрузку. С этой целью в мае 1997 г. было опрошено 63 преподавателя. Основными задачами второго этапа стали отработка и закрепление достигнуто­ го на первом этапе, создание базы для дальнейшего развития воспитательной сис­ темы через сохранение в ней зон неупоря­ доченности и получение внешнего призна­ ния воспитательной системы. Главное - цели воспитательной системы были сфор­ мулированы и внедрены в сознание препо­ давателей. Усложняется и развивается ини­ циатива и самодеятельность преподавате­ лей и студентов, создаются предпосылки для коллективного творчества. В рамках основного коллектива стали возникать различные временные коллекти­ вы и объединения, появилась необходи­ мость организации взаимодействия между ними в целях устойчивого, стабильного развития системы. Отношения стали мно­ гообразнее, в связи с этим расширились возможности самоутверждения будущего учителя через выбор адекватных личност­ ных притязаний и ролей. Второй этап был связан с отработкой содержания деятельности и структуры сис­ темы. Окончательно утвердилась системо­ образующая деятельность, обозначились приоритетные направления функциониро­ вания системы; деятельность усложнялась, устанавливались связи между различными ее видами; интенсивно шли процессы кол- лективообразования. Этот этап характери­ зовался бурным развитием вузовского кол­ лектива: рождались и восстанавливались коллективные традиции, возникла гармо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=