Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

СТУДЕНЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 3, 2005 ления, который не требует дорогостояще­ го оборудования. Доказано, что занятия анималотерапией положительно влияют на психику человека, его эмоциональную сферу, а также способствуют улучшению общего состояния здоровья, и даже кор­ рекции, или полному излечению некото­ рых психических и физиологических за­ болеваний. Занятия проводятся для детей и подростков, которые перенесли силь­ ное эмоциональное потрясение, побывали в экстремальных ситуациях, а также для участников боевых действий, практикуют­ ся в детских больницах, интернатах и даже в домах престарелых. Особый эффект ани- малотерапия оказывает на лиц с отклоне­ ниями в психическом развигии. Поэтому студенты, заинтересованные в нетривиаль­ ных исследованиях, могут апробировать инновационный метод терапии, в данном случае анималотерапию, с целью коррек­ ции таких отклонений в развитии, как 31IP, УО и РДА, что соответствует специфике выбранной специальности. Поскольку ани- малотерапия в нашей стране является но­ вым, малоизученным методом терапии, то для большинства студентов и молодых ученых открывается перспектива проведе­ ния интересных и разнообразных исследо­ ваний, а также возможность открытия но­ вых методов данного вида терапии, что позволит наработать базу для ее совер­ шенствования и распространения. К сожалению, в России анималотерапия встречается пока достаточно редко. Основ­ ная причина, по-видимому, кроется в том, что нет базовых учреждений инеобходимо­ го количества и видового состава животных. А ведь в анималотерапии с успехом приме­ няются не только привычные нам и наиболее часто используемые в западных коррекци­ онных мероприятиях домашние любимцы, но и экзотическиеживотные. Тула находится в наиболее выигрыш­ ном по сравнению с другими городами России положении, поскольку располагает единственным в нашей стране специализи­ рованным зоопарком рептилий. Кроме эк­ зотических животных, в зоопарке содер­ жатся и более привычные нам млеко­ питающие, птицы, беспозвоночные. С каждым годом количество детей с отклонениями в развитии катастрофиче­ ски увеличивается, а по данным специали­ стов анималотерапии, от любых видов нев­ розов, нейроциркуляторной астении, дру­ гих не менее серьезных заболеваний отлично помогает общение с аквариум­ ными рыбками, рептилиями, амфибиями и многими млекопитающими. Результаты исследований европейских ученых пока­ зывают, что использование в анималотера­ пии рептилий и амфибий достаточно эф­ фективно и может применяться с целью коррекции расстройств эмоционально­ волевой сферы. Приблизительное время занятий в зависимости от вида отклонения находится в рамках от 50 минут до 3 часов ежедневно - это дает возможность исполь­ зовать данный метод наряду с другими ме­ тодами терапии или вместо них. Апробирование эффективности данно­ го вида терапии началось с сентября 2002 г. В течение этого времени велось наблюде­ ние за детьми, с которыми проводились занятия по анималотерапии на базе Туль­ ского областного экзотариума и в Ценгре психологической помощи и реабилитации «Валеоцентр». К сожалению, сипами не­ скольких специалистов невозможно дос­ таточно быстро разработать методики и коррекционно-развивающие программы, поэтому область анималотерапии остается изученной мало и требует привлечения большего количества специалистов для развития. В ходе апробирования метода и проведения занятий наиболее перспек­ тивной была выбрана группа детей с диаг­ нозом ранний детский аутизм. Однако ос­ тались неохваченными дети с такими отклонения, как умственная отсталость, задержка психического развития, мини­ мальная мозговая дисфункция и невроти­ ческие расстройства. Так, занятия осуще­ ствлялись с группами детей из неблаго­ приятных семей, с детьми-невротиками, аутичными детьми. Поскольку имеется связь анималотерапии и ЛФК, в практике занятий на базе экзотариума стало воз­ можным выделить еще один раздел ани­ малотерапии - лечебная физкультура с ис­ пользованием животных, получивший рабочее название аниробика. Также ис­ пользовались программы коррекционно­ развивающих занятий, практика ухода за животными и др. Все используемые ме

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=