Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ПЕДАГОГИКА № 3 , 2005 - не имею, поскольку идеалов сегодня нет-0,8 %; - затрудняюсь ответить - 3,4 %. Отсюда следует, что в университете сложилась достаточно благоприятная си­ туация для создания воспитательной сис­ темы, поскольку более чем у 95 % студен­ тов смысложизненные идеалы и цели имелись, но еще не всегда выступали как факторы, определяющие их поведение. Что же было главным в жизни студен­ тов, каков их идеал? Ответы расположи­ лись следующим образом: - стать квалифицированным специали­ стом - 13 %; - реализовать свои способности - 24 %; - сделать карьеру - 8 %; - стать богатым - 15 %; - стать человеком высокой культуры— 28 %; - жить в свое удовольствие - 8 %; - уйтиотмира, спасти своюдушу- 4 %. Таким образом, анализ смысложиз­ ненных целей студентов свидетельствует об их ориентации прежде всего на соци­ ально значимые личностные ценности, что является положительным фактором для эффективной реализации воспитательной программы в вузе. Для реализации воспитательной систе­ мы достаточно важным является выявление личностных и социальных ценностных ори­ ентаций студентов, поскольку формировать впроцессе воспитания необходимо в первую очередь те ценностные ориентации, которые имеютвысокую социальную значимость. Опрос показал, что личностно-ориен­ тированные ценности по значимости для студентов можно расположить так: счаст­ ливая семейная жизнь, интересная работа, здоровье, личная свобода, престижная ра­ бота, служение людям, общественное при­ знание, творчество, высокий заработок, удовольствие и развлечение. Таким образом, по самооценке студен­ тов, уровень их осознания ценностей дос­ таточно высокий, что позволяет проводить с ними эффективную воспитательную дея­ тельность. Чтобы выявить реальное желание сту­ дентов участвовать в общественной жизни университета, им было предложено отве­ тить на вопрос «Хотели бы Вы заниматься в вузе какой-либо общественной деятель­ ностью?». Ответы распределились следую­ щим образом: - д а -39 %; - нет - 32 %; - еще не решил - 29 %. Почти 40 % опрошенных, как видно из ответов, уже решили принимать участие в общественной жизни университета, а сре­ ди тех, кто еще не определился в этом во­ просе, также, очевидно, будут желающие заниматься общественной деятельностью. Поэтому мы прогнозировали со значитель­ ной степенью вероятности, что приблизи­ тельно половина студентов так или иначе будут принимать участие в общественной работе в вузе. Не захотели участвовать в общественной жизни университета 32 % респондентов. Этот факт свидетельствует о серьезных просчетах в воспитательной работе и стал поэтому предметом особого внимания при организации и функциони­ ровании системы формирования профес­ сиональных качеств будущих учителей. Осознание необходимости воспитания проявляется на достаточно высоком уровне в ответах студентов. На вопрос «Нужна ли сегодня система воспитания в университе­ те?» подавляющее большинство ответили положительно (70 %), отрицательных от­ ветов было 7 %, а затруднились ответить 23 % респондентов. Следовательно, налицо благоприятная ситуация для организации системы воспи­ тания с учетом и социокультурных тра­ диций региона, и традиций университета, а также личных интересов студентов. Студенческий возраст - это период формирования системы идеалов и ценност­ ных ориентаций в жизни. Эта система еще недостаточно жесткая, неустоявшаяся и способна подвергаться изменению под воз­ действием целенаправленных педагогиче­ ских усилий и самовоспитания в соответ­ ствии с интересами самой личности. Общая оценка морально-психологиче­ ского климата в университете складывает­ ся из оценки отношений между студента­ ми, между студентами и преподавателями, между администрацией, преподавателями и учебно-вспомогательным персоналом. О состоянии морально-психологической атмосферы в университете мы судили по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=