Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 3,2005 ции акта речи. Таким образом, главными дейктическими параметрами, определяю щими контекст конкретного речевого акта, являются участники (их установки, пре суппозиции, оценка содержания высказы вания), время, место, социальные характе ристики, которые всегда опосредованно связаны с той или иной центральной точ кой отсчета. К сфере ситуативного дейксиса отно сится также влияние речевой ситуации на тематику коммуникации. Тема того или иного диалога или полилога складывается из микротем, выраженных с помощью те матических единиц. Необходимо отметить, что каждое клише обладает микротемой и вносит свой вклад в формирование об щей темы коммуникативного акта. В связи с этим логично предположить, что одним из важнейших видов дейксиса, реализуе мого с помощью клише, является тема тический дейксис, т. е. указание на опре деленную тему общения. Тематический дейксис, на наш взгляд, не является обособ ленным видом дейксиса и представляет со бой составную часть указания «на представ ляемое», т. е. ситуативного дейксиса. Таким образом, под дейксисом, на наш взгляд, необходимо понимать указание как значение или функции языковой единицы, выражаемые лексическими и граммати ческими средствами. Дейксис служит для актуализации компонентов ситуации речи и компонентов денотативного содержания высказывания. Компоненты ситуации (уча стники общения, его место и время), обра зуют, таким образом, особую систему ко ординат, в формировании которой, по на шему мнению, большую роль играют метакоммуникативные клише, реализуя те или иные виды указания. Рассмотрим персональный, локатив ный, темпоральный, социальный и темати ческий виды дейксиса, реализуемые в речи с помощью метакоммуникативных клише. Персональный (или, как его называют некоторые исследователи, ролевой) дейксис является главным видом дейксиса. Цент ральной точкой отсчета в ролевом дейксисе является говорящий. Личная сфера говоря щего включаег в себя самого говорящего и «все, что ему близко физически, морально, эмоционально или интеллектуально - неко торые люди, плоды труда человека, его не отъемлемые атрибуты и постоянно окру жающие его предметы, природа... а также все, что находится в момент высказывания в его сознании» [1, 28]. То есть именно пре суппозиция говорящего, наряду с дискурсом и контекстом, оказывает влияние на разви тие, ход коммуникативного акта. Morpheus: At last. Welcome, Neo. As you no doubt have guessed, I amMorpheus. Neo: It's an honor to meet you. Morpheus: No, the honor is mine. Please, come. Sit down. I imagine that right now you're feeling a bit like Alice, tumbling down the rabbit hole?Hm? Neo: You could say that. " (“The Matrix” (1999) by Larry and AndyWachowski. Transcripted by Tim Staley) В данном диалоге, в котором участву ют два коммуниканта - Нео и Морфеус, пресуппозиции коммуникантов можно описать следующим образом: Нео идет на встречу с легендарным Морфеусом, для него это шанс узнать правдивый ответ на мучающий его вопрос; именно поэтому данный коммуникант использует такое ме- такоммуникативное клише, как It’s an hon our to meet you, - для него это действи тельно честь. Морфеус же полагает, что, согласно пророчеству, Нео и есть тот из бранник, которого он так долго искал, и, соответственно, использует клиширован ный ответ the honour is mine. Реплика It’s an honour to meet you является стимульной для клишированного ответа на нее репли кой-реакцией The honour is (entirely ) mine; таким образом, клише реализуют свою диа логическую функцию. В клишированных стимуле и реакции содержатся дейкгики you и mine, разнонаправленность которых созда ет предпосылку диалогического общения данных коммуникантов, в процессе кото рого пресуппозиции собеседников частич но выравниваются: Нео получает важную информацию и делает свой выбор, встав на сторону тех, кто борется сМатрицей. Пространственный и временной дейк сис соответственно указывают на место и время свершения речевого акта. Примерупотребленияклише стемпораль ным значением наиболее ярко иллюстрирует наличиеу клише темпоральногодейксиса:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=