Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого вают на место и время свершения речевого акта. Временной дейксис описывают с по­ мощью трех понятий: времени данной речи (speech time), времени события (event time) и точки отсчета во времени (reference time). Пространственный же дейксис включает в себя место говорящего, денотативное пространство (пространство, которое гово­ рящий обозначает дейктическим выраже­ нием) и точку отсчета в пространстве (про­ странство, относительно которого опреде­ ляется денотативное пространство). В рамках коммуникативно-прагмати­ ческого направления, изучающего связь дейксиса с прагматикой и теорией комму­ никации, кроме персонального, временного и пространственного, выделяют социальный и дискурсивный (текстовый) дейксис. В дис­ курсивном дейксисе дейктическим цент­ ром является та точка текста, в которой в данный момент находится автор текста и его адресат, а письменный (а иногда да­ же и устный) текст уподобляется физиче­ скому пространству или времени комму­ никативного акта [3]. Такие фразы, как in the next paragraph, as it was shown above, могут служить примером текстового дейк­ сиса. Социальный дейксис отражает неко­ торые реальности социальной ситуации, в рамках которой совершается данный рече­ вой акт. Социальный дейксис часто ис­ пользуется в исследованиях категории вежливости в разных языках. Нужно от­ метить, что метакоммуникативные клише также могут указывать на социальные ха­ рактеристики коммуникантов. В рамках системно-структурного нап­ равления в изучении дейксиса данное яв­ ление понимается как указание на ситуа­ цию, содержащееся в семантике языковой единицы, предписание слушающему обра­ титься к анализу ситуации для рассмотре­ ния семантики данного слова [4, 305]. Дейктические же знаки - это «слова, даю­ щие относительную характеристику чувст­ венно воспринимаемых в речевой или вос­ созданной ситуации предметов и осу­ ществляющие одновременное указание на центр координации (субъект или объект), относительно которого характеризуется данный предмет» [5,8]. Основной семантической чертой дейк- тических слов является то, что они харак­ теризуют тот или иной предмет (лицо, событие) по признакам, которыми этот предмет обладает относительно другого предмета, присутствующего в речевой си­ туации. Таким образом, значение данных слов характеризуются определенной отно­ сительностью. Под относительностью зна­ чения слова понимается «семантическая особенность слова, заключающаяся в вы­ ражении им таких признаков характе­ ризуемого предмета, которые существуют у этого предмета только в отношении к другому предмету» [5, 6]. В отношении метакоммуникативных клише в рамках данного подхода можно утверждать, что их значение находится в прямой зависимости от ситуации. На наш взгляд, дейктичность клише особенно ясно проявляется именно в рам­ ках данного системно-структурного под­ хода к изучению дейксиса. Клише как ме­ такоммуникативные единицы не просто лишены фактуального содержания и на­ правлены на речевой контакт, но, будучи вплетены в структуру коммуникативного акта, являются дейктическими знаками, т. е. дают «указание» (на коммуникантов, на предмет речи), связанное с определе­ нием некоторой точки отсчета, относи­ тельно которой данное указание осуществ­ ляется [7, 45]. На наш взгляд, данных точек отсчета как минимум три - определяющие персональную, локативную и темпораль­ ную составляющую акта коммуникации. Персональный дейксис является наиболее важным типом дейксиса, так как он уста­ навливает главную соотнесенность пред­ метов, событий в коммуникативном акте, а также является основой различения субъ­ ективного (центр координации совпадает с говорящим) и объективного (центр ко­ ординации не совпадает с говорящим) дейксиса [5, 7]. Тесная связь клише с ситуацией обще­ ния свидетельствует о правомерности вы­ деления ситуативного дейксиса. Данный сложный вид дейксиса исследуется в рабо­ тах О. Д. Афанасьевой [2, 93]. Мы также считаем необходимым выделить ситуатив­ ный дейксис, который является составным видом дейксиса и предполагает простран­ ственную, временную и личностную ори­ ентацию относительно говорящего в ситуа

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=