Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 3, 2005 В. В. Стрибижев МЕТАКОММУНИКАТИВНЫЕ КЛИШЕ КАК ЕДИНИЦЫ ДЕЙКСИСА В данной статье анализируется дейктическая природа клише, использующихся на этапе инициализации, поддержания и размыкания речевого контакта и выпол­ няющих, таким образом, метакоммуникативную функцию в речи, способствующую успешности протекания коммуникации. Будучи вплетенными в структуру комму­ никативного акта, метакоммуникативные клише могут рассматриваться как дейкти- ческие знаки, реализующие различные виды указаний, основными из которых яв­ ляются персональный, локативный и темпоральный дейксис, объединяемые в об­ щую категорию ситуативного дейксиса. Метакоммуникативные клише имеют ситуативно-знаковый характер, изучение которого представляет особенный интерес для современных исследований стереотип­ ных единиц языка. Как известно, знак не называет, а только указывает на объект, его признаки. Для метакоммуникативных клише также характерны указания: на го­ ворящих {Excuse те, / beg your pardon), на время коммуникативного акта (Good morn­ ing). место коммуникации (Hi there). Сле­ довательно, клише можно рассматривать с позиций дейксиса. Однако анализ дейк- тических качеств метакоммуникативных клише в коммуникативных актах также по­ казывает, что они включают в себя в качест­ ве составляющей указание на тему общения. Исследование свойств клише относительно данных указаний, изучение связи метаком­ муникативных клише с разными видами дейксиса, на наш взгляд, дает более полное понимание природы данных языковых еди­ ниц и помогает закрепить статус этих еди­ ниц в системе фразеологических лингвис­ тических единиц, которые, по мнению В. Н. Телии, «не обладают вне текста так на­ зываемой объективной модальностью, равно как и конкретной референцией» [6, 57]. Проблема дейксиса изучена в совре­ менной лингвистической науке достаточно хорошо, однако до сих пор не потеряла своей актуальности. Современное понимание дейксиса (от греч. «указание») принадлежит К. Бюлеру. В отличие от называющих слов, которые получают смысловое наполнение в «сим­ волическом поле» языка, т. е. в контексте [5, 3], дейктические (указательные) слова, по его мнению, являются единицами, кото­ рые обретают смысл в «указательном по­ ле», т. е.-в ситуации общения. Сфера дейксиса включает в себя не­ сколько видов указаний. К. Бюлер выделя­ ет в языке три подобных вида: указание «на видимое», указание «на представляе­ мое» и анафорическое указание. Употреб­ ление дейктических слов применительно к непосредственно наблюдаемым объектам К. Бюлер называет указанием «на види­ мое». Указание «на представляемое» явля­ ется указанием на нечто, присутствующее в совместном опыте общающихся, или на нечто в ситуации, описываемой говоря­ щим; это указание основывается на воспо­ минаниях и способности собеседников к фантазии. Указание на нечто, появляю­ щееся в речи и высказывании собеседни­ ков, называется анафорическим указанием, при котором предполагается, что говоря­ щий и слушающий «имеют перед собой все течение речи как целое, часть которого можно удерживать в памяти и предвос­ хищать» [5, 3-4]. На основании данных указаний тради­ ционно выделяются три основных вида дейксиса - персональный, или ролевой, пространственный и временной. Централь­ ные языковые единицы, соответствующие этим трем типам, - это соответственно ме­ стоимения первого и второго лица (/, you), пространственные, или локативные, {here, there) и временные {now, then) выражения. Персональный дейксис указывает на уча­ стников общения, их социальные и другие характеристики. Пространственный и вре­ менной дейксисы соответственно указы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=