Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого - систематическое отслеживание (мо­ ниторинг) интересов, запросов, ценност­ ных ориентаций студентов и преподавате­ лей (как основа планирования воспитатель­ ной работы); - создание организационной структу­ ры воспитательной системы; - использование воспитательного по­ тенциала учебных дисциплин; - развитие студенческого самоуправ­ ления; - заключение договоров; - создание системы традиций. Таким образом, на первом этапе ак­ тивно осуществлялось: - формирование самосознания граж­ данина, ответственного за судьбу Родины; - приобщение молодого человека к общечеловеческим ценностям; формиро­ вание у него адекватного этим ценностям поведения; - формирование у студента творчества как черты личности; - формирование самосознания, осоз­ нания собственного Я; помощь каждому' в самореализации; - подготовка специалиста, ориентиро­ ванного на деятельность как теоретическо­ го, так и прикладного характера; - овладение студентов знаниями эти­ ческих и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; - овладение студентов умениями и на­ выками работы в коллективе (с коллегами по работе, с детьми и т. д.). Согласно решению ученого совета -в 1997 г. в университете был создан отдел воспитательной работы. Проработаны ос­ новные содержательные компоненты его деятельности: 1) обеспечение комплексного (коорди­ нированного), текущего планирования вне- учебной работы и его реализация в универ­ ситете и на факультетах; 2) анализ и контроль внеучебной рабо­ ты, проводимой в университете и на фа­ культетах; накопление и обработка анали­ тического и стратегического материала; 3) обеспечение разработки документов поорганизации процесса внеучебной работы. В 1998 г. как эксперимент в вузе был организован Центр поддержки творческой инициативы студентов, который призван был содействовать и поддерживать начи­ нания творческих коллективов. Ведущую роль в организационной структуре внеаудиторной воспитательной работы занял на первом этапе Центр соци­ ального мониторинга и диагностики про­ блем студенческой жизни. Опрос студентов проводился с целью исследования проблем духовно-нравствен­ ного становления будущих учителей в сис­ теме высшей школы, с целью совершенст­ вования воспитательной системы студен­ тов в ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Конкретные задачи Центра социально­ го мониторинга определялись целью иссле­ дования и сводились к необходимости выявить: - ценностно-мировоззренческие уста­ новки и личностные качества выпускников; - отношение студентов к внеучебной деятельности иформам проведения досуга; - отношение студентов к проблеме воспитания и сфере воспитательной работы; - социальные установки и отношение студентов к явлениям социальной реальнос­ ти в макро- и микросреде идр. Чтобы включить студентов в обществен­ нуюжизнь университета, важно было выявить наличие у них противоречий между стремле­ ниями, ожиданиямиидействительностью. Работа Центра социального монито­ ринга позволила получить целостное пред­ ставление о различных сторонах жизнедея­ тельности студентов в системе воспитания, об их ожиданиях, интересах и личностных возможностях. Опрос проводился по программе «Со­ циальный портрет студентов» среди сту­ дентов физического факультета, факульте­ та педагогики и психологии развития ребенка, факультета русской филологии. Объем выборки составил 847 студентов. Получено для обработки 847 анкет. На вопрос «Имеете ли Вы идеалы и цели в жизни?» распределение ответов в целом таково: - да, имею и стремлюсь их осущест­ вить - 3 %; - имею, но только как ориентиры в жизни - 58 %; - не имею, поскольку они еще не сформировались - 0,8 %;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=